Сдерживание цен на топливо для сельхозпроизводителей обернется проблемами для всех потребителей.
Фото Reuters
Потребительские цены на автомобильный бензин в России в марте не изменились после снижения по 0,3% в месяц в декабре-феврале – сообщил вчера Росстат. Однако уже сегодня дизельное топливо на заправках стоит дороже бензина Аи-95, доходя до отметки в 31 рубль за литр. Наблюдатели ожидают, что цены на бензин по итогам года увеличатся на 15%. Летом произойдет второе в этом году повышение акцизов, и предотвратить удорожание топлива может только снижение нефтяных цен. В противном случае властям вновь придется регулировать рынок вручную.
В целом за первый квартал бензин подешевел на 0,7%, отметил Росстат. Подробные ценовые параметры не были озвучены, однако ранее ведомство констатировало, что стоимость литра бензина в среднем по России по состоянию на 12 марта составила 26 руб. 77 коп.
В том числе марки А-76 (Аи-80) – 24 руб. 72 коп., Аи-92/93 – 26 руб. 13 коп., высокооктанового (Аи-95 и выше) – 28 руб. 24 коп., дизельного топлива – 27 руб. 88 коп.
Впрочем, в настоящее время эти показатели изменились – по наблюдениям аналитиков, на сегодняшний день цена за литр дизельного топлива на столичных заправках достигает 31 руб., превышая цену на высокооктановый бензин марки Аи-95.
Напомним, что глава Минэнерго Сергей Шматко сообщил о договоренности с нефтяными компаниями относительно заморозки цен на топливо. «Несмотря на рост акцизов с января 2012 года, у нас есть принципиальная договоренность с нефтяными компаниями – участниками рынка ГСМ (горюче-смазочных материалов. – «НГ») о не росте цен на энергоносители, в том числе на ГСМ в рознице», – сказал министр, пояснив, что речь идет о сохранении уровня цен в рознице на уровне декабря 2011 года.
Ранее власти уже пытались ограничить рост цен путем введения заградительных пошлин на вывоз нефтепродуктов. Эта мера была введена с 1 мая прошлого года и затем неоднократно продлевалась.
Как отмечает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский, несмотря на то что производство дизельного топлива (ДТ) обходится дешевле производства бензина, ситуация, когда солярка стоит дороже не редкость. «В частности, подобный дисбаланс периодически фиксируется в США. Причина этого явления – сезонный фактор, – отмечает он. – Рост спроса на ДТ с ноября по март объясняется началом отопительного сезона. В результате на автозаправочных станциях (АЗС) фиксируется рост цен на солярку».
По его словам, в Европе цены на дизтопливо также сопоставимы с ценами на бензин. Однако в России рыночные механизмы развиты несильно: «Цены на АЗС периодически устанавливают монополии, что подтверждают периодические претензии ФАС к нефтяникам. Также существенную роль в ценообразовании топлива играет государство. В частности, в начале этого года именно договоренности правительства с нефтяными компаниями сдерживали рост цен на топливо в РФ, хотя предпосылок для роста было предостаточно, взять хотя бы рост цен на нефть на мировых рынках».
Тем не менее на рост цен на «дизель» в России, возможно, повлияли как раз рыночные факторы, но рынка не внутреннего, а экспортного. В этом году в Европе случилась очень суровая зима, что привело к резкому росту спроса на темные нефтепродукты. В России сейчас действуют заградительные пошлины только на экспорт бензина. Поэтому не исключено, что российские компании воспользовались повышением спроса на темные нефтепродукты в Европе и увеличили экспорт этих видов топлива. «Это и могло привести к росту цен на солярку на внутреннем рынке», – полагает Андриевский.
В марте Минэкономразвития предложило повысить экспортные пошлины на мазут с 1 апреля до уровня 90% от пошлины на сырую нефть. Этот шаг, как посчитали в ведомстве Эльвиры Набиуллиной, должен был пополнить внутренний рынок и предотвратить повышение цен на топливо – особенно в период посевной кампании.
Правда, предложение Набиуллиной не поддержали другие чиновники. Так, статс-секретарь, замминистра финансов РФ Сергей Шаталов заявил, что Минфин выступает против повышения экспортных пошлин на мазут до уровня 90% от пошлины на сырую нефть. В Минфине считают, что в результате подобного повышения большинство нефтеперерабатывающих заводов получат убытки. «Это, по-видимому, будет означать сокращение объемов производства. Это чревато дефицитом на рынке, и тогда скорее всего мы получим результат, прямо противоположный тому, которого хотелось бы добиться», – цитировало РБК Сергея Шаталова.
По мнению аналитика UFS Investment Company Ильи Балакирева, идеи ввести запретительные пошлины и на экспорт дизельного топлива звучат последнее время все отчетливее. «Но, на наш взгляд, это тупиковый путь, что прекрасно показывает сегодняшняя ситуация на рынке бензина, – отмечает он. – Рост пошлин и давление на цены при сохранении сформировавшейся системы ценообразования неизбежно снижают стимулы к увеличению переработки у нефтяных компаний. А это создает только больше ажиотажа на внутреннем рынке топлива».
В свою очередь, аналитик агентства «Инвесткафе» Виталий Михальчук отмечает, что пик спроса на бензин приходится на начало лета, а активное потребление дизеля начинается в середине весны из-за начала посевного сезона. «Кроме того, часть городских автомобилей оснащена дизельным двигателем, поэтому по мере приближения к лету спрос на этот вид топлива растет вместе со спросом на бензин, – говорит он. – Сейчас начался рост оптовых цен, но в течение месяца цены в рознице также начнут расти».