Премьер оставил автограф на капоте первой серийной «Лады-Ларгус».
Фото РИА Новости
Вчера премьер Владимир Путин побывал в Тольятти. На Волжском автозаводе он провел совещание по проблемам отечественного автопрома. Обсуждалась готовность отрасли работать в условиях применения в России норм ВТО. Готовность была признана недостаточно высокой. Правительство явно не хочет рисковать, отправляя отрасль в свободное плавание по бурным волнам ВТО.
«У «АвтоВАЗа» отличное будущее. Сегодня он занимает 25% рынка в России и, я уверен, сохранит эту планку», – сказал Путин, выступая на церемонии запуска серийного производства модели «Лада-Ларгус». Говоря об автомобильной промышленности в целом, Путин отметил, что в прошлом году она превысила докризисный уровень продаж. А по общему объему продаж Россия занимает второе место в Европе и четвертое в мире. После того как первый серийный автомобиль «Лада-Ларгус» съехал с конвейера, премьер вместе с представителями «Рено», «Ниссана» и «АвтоВАЗа» расписался на капоте машины. Цена коммерческого варианта машины будет от 319 тыс. руб., легкового пассажирского – от 349 тыс. руб.
Вместе с Владимиром Путиным на волжских берегах высадился многочисленный десант высокопоставленных чиновников. Кроме них в совещании приняли участие руководители российских автопредприятий и представители иностранных автоконцернов, разместивших свои производства в России. Говорить было о чем. Ситуация в автопроме складывается противоречивая. С одной стороны, в 2011 году объем продаж легковых автомобилей составил около 2,5 млн. штук. PricewaterhouseCoopers (PwC) оценил рост рынка на уровне 40%, указав, что это стало возможным благодаря росту потребительской уверенности, мерам господдержки и увеличения доступности автокредитов.
Вчера Владимир Путин предложил до 2020 года возмещать автозаводам из бюджета РФ часть затрат на уплату процентов по кредитам. «Предлагаю за счет средств федерального бюджета возмещать автозаводам часть затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным до 2014 года включительно. Компенсации по таким кредитам будут предоставляться до 2020 года. Эта преференция касается только тех, кто будет четко исполнять свои инвестиционные планы», – заявил Путин в среду на совещании по развитию автопрома, передает РИА Новости.
Напоминание о роли господдержки автопрома случайным не назовешь. Достаточно вспомнить, что в 2009–2010 годах крупнейшим заемщиком у государства стал «АвтоВАЗ», получивший из бюджета более 65 млрд. руб. В целом же в этот период на поддержку отечественного автопрома правительство направило 170 млрд. руб. Однако успехи в прошлом, и эксперты PwC сдержанно оценивают перспективы 2012 года, предупреждая о возможном замедлении темпов роста авторынка России. По их мнению, объем продаж новых легковых машин не превысит 2,6 млн. штук, в случае же доминирования негативных факторов продажи и вовсе снизятся на 8% – до 2,3 млн. машин.
Применительно к «АвтоВАЗу», похоже, прогноз начинает сбываться: в первом квартале завод на внутреннем рынке реализовал чуть более 109 тыс. машин, в то время как в первом квартале 2011 года было продано свыше 139 тыс. Эксперты объясняют негативную тенденцию рядом факторов.
Один из главных – свертывание программы утилизации старых автомобилей – одной из самых эффективных мер господдержки предприятий в условиях кризиса.
Другая причина снижения продаж – перманентное повышение цен на продукцию российского автопрома. По данным аналитического агентства «Автостат», средневзвешенная цена иномарок на российском рынке в 2010 году выросла на 9,9%, в то время как средняя цена отечественных автомобилей повысилась на 12–18%. И эта гонка цен продолжается. С 30 января 2012 года отпускные цены вновь повысились – в среднем на 2,4%.
Однако без государственной помощи наш автопром не останется. В качестве новых мер поддержки Путин предложил выделить субсидии регионам на обновление автобусного парка. Кроме того, премьер заявил, что «все органы государственной и муниципальной власти, заказчики и предприятия, финансируемые из федерального бюджета, должны уже в самое ближайшее время покупать автомобильную технику, производимую только на территории Единого экономического пространства, то есть в России, Казахстане и Белоруссии».
У экспертов пока нет однозначной оценки перспектив. «Тенденция к снижению продаж отечественных автомобилей действительно существует. В первую очередь это касается машин марки «Лада», которые с начала этого года по сравнению с предыдущим годом потеряли более 10%. Если по итогам года и будет рост продаж всех отечественных машин, то очень незначительный, и в основном за счет выхода на рынок автомобилей «Лада-Гранта», – говорит главный аналитик управления маркетинга «АльфаСтрахования» Игорь Коновальцев.
Глава российского правительства знакомится с работой «АвтоВАЗа». Фото с официального сайта правительства РФ |
По его словам, основная причина снижения спроса – это прекращение госпрограммы утилизации старых автомобилей. Если в прошлом покупатели выбирали вазовскую «классику», то сейчас продажи этих моделей практически остановились. Покупатели переориентировались на другие марки, в основном зарубежных производителей. В частности, сильно растет спрос на бюджетные Chery и среднебюджетные Volkswagen
В свою очередь, руководитель отдела продаж автотрейдинговой компании «Формула 91» Станислав Сердюк напомнил, что продажи «АвтоВАЗа» последние два года росли темпами, опережающими продажи многих автопроизводителей. А сейчас происходит определенная коррекция. Снижение будет продолжаться до тех пор, пока спрос на продукцию «АвтоВАЗа» не выйдет на естественный уровень. По его мнению, повышение цен на продажах почти не сказывается, поскольку вазовские машины остаются одними из самых дешевых на рынке.
Другой комплекс проблем, о котором шла речь в Тольятти, связан с созданием в России современной автоиндустрии за счет привлечения ведущих автопроизводителей. Для этого последние годы было запущено 23 проекта промышленной сборки. Соглашение о режиме промсборки было рассчитано на семь лет для действующих предприятий и на восемь – для строящихся. Ключевым элементом этих соглашений было повышение уровня локализации – то есть увеличение доли отечественных автокомпонентов.
Однако достижения на этой ниве не столь очевидны. «Ни одна из зарубежных компаний, разместивших свои автозаводы в России, не вышла на годовой объем выпуска автомобилей в 300 тысяч штук», – говорит исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин. Между тем именно объем выпуска автомобилей на уровне не менее 300 тыс. в год является решающим аргументом в пользу размещения производства автокомпонентов в России. Выйти на такие объемы через два-три года смогут лишь очень немногие компании, считает Коровкин.
«Пока в Россию приходят далеко не все мировые производители автокомпонентов. Объем рынка еще не настолько велик, чтобы всем хватило места развернуть полномасштабное производство. Сегодня приходят некоторые шинники, производители периферийного оборудования», – согласен с коллегой директор по оперативному маркетингу и развитию бизнеса «Рено Тракс Восток» Алексей Шарапанюк. Проблемы локализации, в его понимании, связаны с тем, что непросто найти местного производителя, который бы отвечал всем требованиям западного бренда.
Приход производителей автокомпонентов в Россию – неотъемлемая часть программы локализации. У нас таких современных производств катастрофически мало, констатировал замгендиректора холдинга «Совтрансавто» Андрей Брашкин. Единственным эффективным решением является создание таких предприятий иностранными компаниями. Более 400 производителей автокомплектующих, по словам эксперта, подписали с Минэкономразвития меморандумы о промсборке.
Депутат Госдумы Александр Агеев прогнозирует появление в ближайшие годы в РФ заводов полного цикла крупных мировых автоконцернов. Речь может идти прежде всего об азиатских производителях, что положительно отразится на инвестиционном климате Дальневосточного региона, создаст необходимые рабочие места и, возможно, приведет к снижению стоимости автокомплектующих, предположил депутат.
Однозначно говорить о том, удастся или нет перенести производство комплектующих на свою территорию, пока рано, полагает гендиректор AsstrA Forwarding Олег Германович. «Что касается вступления России в ВТО, то положительным результатом станет увеличение грузопотоков, вследствие чего у грузоперевозчиков появится необходимость в увеличении и обновлении парков. Значит, спрос на грузовики в России вырастет», – резюмировал Германович.