Глава МВФ Кристин Лагард ищет рецепты оздоровления мировой экономики.
Фото Reuters
Похоже, что создание национальных суверенных фондов на случай кризисов может утратить актуальность. Международный валютный фонд (МВФ) предлагает себя в качестве международного страховщика, который будет наделен полномочиями спасать кредитами падающие экономики. Впрочем, российские власти эта идея не вдохновляет. Они намерены аккумулировать дополнительные доходы в Резервном фонде, который можно распечатать в нужный момент, как это было в 2009 году.
Для предотвращения кризисов в мировой экономике нужно развивать систему кредитования стран и отходить от системы, когда государства самостоятельно накапливают резервы для защиты от возможных негативных тенденций в экономиках. С такой инициативой на днях выступил глава постоянного представительства Международного валютного фонда (МВФ) в России Одд Пер Брекк.
«Нужно отойти от системы, когда государства самостоятельно накапливают какие-то резервы. МВФ попытался усилить свою функцию страхователя – чтобы усилить способность предотвращать кризисы, нужно развивать систему кредитов. Основной смысл в том, что мы даем странам постоянный доступ к кредитам с тем, чтобы не было необходимости самостоятельно накапливать резервы», – заявил Брекк с трибуны Международного форума молодых лидеров.
По его словам, исследование МВФ показало, что две трети резервов, которые накапливают страны, были созданы из-за необходимости защитить себя от возможного кризиса. Однако это неэффективный и дорогостоящий способ управления финансовыми ресурсами, от которого мировой экономике больше вреда, чем пользы.
«Первая проблема, которая привела к кризису, – увеличивавшийся дисбаланс в торговле между государствами. У некоторых государств был большой дефицит, у некоторых, наоборот, были избытки, это сделало мировую экономику более уязвимой перед кризисом», – подчеркнул Брекк. Второй проблемой Брекк назвал нестабильные перетоки капитала, увеличившие уязвимость многих стран во время кризиса и выступившие в роли передачи последствий кризиса от одной страны к другой.
Следует сказать, что позиция МВФ расходится с рекомендациями Всемирного банка (ВБ). Его аналитики настоятельно рекомендуют России продолжить политику пополнения бюджетных резервов, пока цены на нефть сохраняются на высоком уровне. В ВБ убеждены, что, следуя этим курсом, РФ сможет лучше подготовиться к следующему кризису, который, по прогнозам, может случиться в 2017 году.
Руководству России явно ближе призывы ВБ, чем советы МВФ. Не так давно помощник президента Аркадий Дворкович заявил о принципиальном решении вернуться к бюджетному правилу, согласно которому нефтяные допдоходы направляются в суверенные фонды. Уже к началу 2015 года российские власти планируют увеличить Резервный фонд до 5,4% ВВП, а Фонд национального благосостояния (ФНБ) - до 3,9% ВВП.
Напомним, в феврале 2008 года Стабфонд был разделен на ФНБ и Резервный фонд, в которых аккумулировались допдоходы от высоких цен на нефть. К 2009 году в ФНБ находилось 2,594 трлн. руб., в Резервном фонде – 4,028 трлн. руб.
У независимых экспертов инициатива МВФ породила сомнения. Некоторые считают, что фонд, призывая отказаться от создания антикризисных резервов, стремится повысить свой политический вес. «Если заниматься только инвестированием с целью диверсификации экономики, то мы можем оказаться неготовыми к кризису. Наши новые производства просто не успеют заработать. В то же время, занимаясь только накоплениями и ничего не вкладывая в высокотехнологичные сектора, можно оказаться на обочине развития. Так что истина где-то посередине: необходимо инвестировать, не забывая о резервах», – говорит директор центра маркетинговых исследований и стратегии ВТБ24 Дмитрий Лепетиков.
Аркадий Дворкович критически оценивает советы иностранных экономистов. Фото РИА Новости |
«Предложение не накапливать резервы в отдельных странах, а полагаться на МВФ как на глобального страховщика понятно с точки зрения желания МВФ усилить свою роль в мировой финансовой системе. В то же время опыт последних лет показал, что лучше не полагаться на других, а самостоятельно решать свои проблемы. Думаю, это касается и России, которой на случай кризиса лучше иметь свой резерв, чтобы ни от кого не зависеть», – считает председатель правления М2М Прайвет Банка Роберт Иделсон.
Со своей стороны, ведущий аналитик департамента аналитики и риск-менеджмента UFS Investment Company Алексей Козлов напомнил, что наиболее простой путь, который может дать эффект в ближайшей перспективе, – это накапливать деньги и использовать их для поддержания экономики в случае ухудшения ситуации. «Более сложный, но эффективный путь – инвестировать средства в реальный сектор, тем самым снижая зависимость российской экономики от стоимости нефти», – говорит Козлов.
По мнению руководителя аналитического отдела группы компаний Broco Алексея Матросова, сегодня оптимальная стратегия для России состоит в накоплении резервов и инвестировании их в низкорискованные облигации, обеспечивающие пассивный доход. «Используя кредиты МВФ, нужно помнить о ссудном проценте. Имея же собственные резервы, Россия может гибко реагировать на внешние экономические шоки», – считает Матросов.
Средства Резервного фонда и ФНБ во время кризиса 2008–2009 годов обеспечили сравнительно «мягкую» посадку отечественной экономики - напоминает руководитель направления по макроэкономике банка «Петрокоммерц» Дмитрий Харлампиев. Он полагает, что стратегия управления резервами доказала эффективность в кризис и не требует серьезных изменений. Призывы активно инвестировать резервы «в развитие» раздавались до событий 2008–2009 годов, однако практика показала, что такое решение было бы ошибочным, уверен эксперт.