Основой долгосрочного роста должен стать потребительский спрос.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Завтра в Москве начинается ежегодная экономическая конференция Высшей школы экономики «Модернизация экономики и общества». Среди основных докладов – прогнозы развития на долгосрочную перспективу до 2030 года, которые представят чиновники из Минэкономразвития и независимые экономисты. Судя по этим прогнозам, России предстоят два десятилетия невысоких темпов развития и один серьезный экономический кризис – примерно в 2017 году.
Руководитель направления Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов предлагает три сценария развития ситуации в нашей стране. Первый – сценарий индустриальной модернизации, который исходит из возможности использования благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры для модернизации экономики. Второй – социально-консервативный сценарий. В основе его использование благоприятных внешнеэкономических условий для формирования потенциала устойчивости – макроэкономической и социальной. Третий сценарий – кризисная модернизация. Его основная идея – «конкуренция за позицию в мировой экономике в условиях дефицита ресурсов», попытка создать в России самостоятельный центр экономической силы.
Однако, какой бы из вышеперечисленных сценарий ни реализовался в действительности, Белоусов предполагает, что текущее десятилетие будет характеризоваться относительно низкой экономической динамикой (в среднем рост на уровне 3,8–4,3% в год). И это при том, что для решения основных задач властей в сфере борьбы с бедностью, развития инфраструктуры, активизации научно-технологического процесса, модернизации вооруженных сил и правоохранительной системы необходим экономический рост не ниже 5% в год. Этот показатель достижим лишь в случае реализации сценария индустриальной модернизации, при котором экономический рост может составить порядка 4,9–5,5% в год.
Однако вариант индустриальной модернизации сам автор считает маловероятным. «В ближайшие два десятилетия даже в случае относительно благоприятного сценария развития мировой экономики темпы экономического роста будут значительно ниже уровня, который наблюдался в предкризисные годы», – утверждает Белоусов. По мнению эксперта, высока вероятность нового экономического кризиса в 2017 году, после выхода из которого можно рассчитывать на инвестиционно-активный подъем. Вначале – за счет оживления инвестиций в реальный сектор экономики, а затем – за счет роста потребления населения.
Вклад потребительского спроса в экономический рост оценивается на уровне 55–60% для социально-консервативного сценария и сценария индустриальной модернизации. Исключение составят кризисные годы второй половины нынешнего десятилетия, когда влияние спроса упадет до 40%. В социально-консервативном сценарии вклад потребления населения будет несколько выше за счет социально ориентированной политики государства. Однако во второй половине 2020-х годов в сценарии индустриальной модернизации фактор внутреннего потребления становится выше благодаря насыщению экономики инвестициями. К этому времени, по прогнозу Белоусова, доля инвестиций в основной капитал достигнет 26–27% ВВП, а также начнется переход экономики к потребительски ориентированному росту.
Впрочем, рост потребления в перспективе не останется величиной постоянной. Белоусов уверен, что в долгосрочный период отличительной особенностью экономического развития России станет замедление роста доходов населения, а значит, и снижение спроса. В зависимости от сценария как реальные располагаемые доходы населения, так и потребительские расходы будут расти со среднегодовыми темпами не выше 3,5–5%. Главными ограничителями выступят жесткие бюджетные ограничения бизнеса, не позволяющие повышать реальную зарплату в коммерческом секторе темпами, превышающими рост производительности труда; отсутствие у казны финансовых ресурсов для существенного увеличения оплаты труда в бюджетной сфере в условиях напряженности бюджетной системы.
Другим сдерживающим фактором на долгосрочный период Белоусов называет несбалансированность пенсионной системы. Ситуацию усугубит ухудшение баланса трудовых ресурсов и рост демографической нагрузки на трудоспособное население. «Темпы прироста реальных пенсий составят в среднем от 2% до 6% (в зависимости от сценария), что значительно ниже темпов, имевших место в 2007–2010 годах», – отмечает автор доклада «Сеccия A-10. Развитие российской экономики в 2010-е годы».
С докладами о проблемах российской экономики на период до 2030 года выступят также замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач и руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.