Российским туристам перестанет везти уже нынешней осенью.
Фото Victor Drachev/AFP
Наступающий летний туристический сезон в прогнозах аналитиков Ассоциации туроператоров России (АТОР) выглядит достаточно тревожно. Да, рынок ждет рост на уровне 7%, но с другой стороны, на ряде популярных для любителей пляжного отдыха направлений компании разворачивают настоящие демпинговые войны. Они выгодны потребителям в плане снижения цен на путевки, но могут оказаться губительными для туроператоров, прежде всего средних, которым осенью грозит банкротство.
Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе советует россиянам не откладывать отпуск на бархатный сезон. Сентябрь и октябрь могут принести серьезные неприятности для рынка туристических услуг. По мнению Ломидзе, некоторые компании к этому времени могут оказаться на грани банкротства.
Причина – ценовые войны, которые в борьбе за клиента сейчас разворачивают туроператоры, работающие на таких популярных направлениях, как Греция, Болгария, Испания и Кипр.
Для рядовых потребителей в этой ситуации открывается хорошая возможность существенно сэкономить на туре. Уже благодаря этому можно ожидать примерно семипроцентный рост турпотока. Однако демпинговое противостояние истощает силы компании. И если крупные игроки в состоянии выдержать напряжение, то средним грозит неминуемое банкротство. По мнению Ломидзе, развязка может наступить уже этой осенью. Потребители, конечно, могут рассчитывать на страховые выплаты, но испорченный отпуск и настроение людям никто не компенсирует.
Вопросы защиты прав и интересов российских туристов могли бы решаться более эффективно, если бы к лету был принят закон о туристической деятельности. В настоящий момент законопроект прошел первое чтение в Госдуме. На 10 апреля назначено второе чтение. Однако Ломидзе считает все это бессмысленной тратой сил. Она заявила вчера, что ей не понятна логика законотворцев, своими поправками совершенно извративших здравые идеи первоначального варианта документа. К таким здравым идеям Ломидзе отнесла предложение создать компенсационный фонд и дать возможность 4,5 тыс. туроператорам объединиться в саморегулируемые организации (СРО). В саморегулировании нуждается и деятельность почти 45 тыс. турагентств.
К сожалению, на первом чтении был представлен вариант законопроекта, предполагающий лишь создание компенсационного фонда, а о СРО нет даже упоминания. Ломидзе назвала этот шаг популистским. Интересы потребителя, считает она, в этом случае будут защищены лишь формально.
Актуальность компенсационного фонда определяется провалами в работе созданной правительством в 2006 году системы финансовых гарантий туроператоров. Согласно им, участники рынка должны страховать свою ответственность перед клиентами. Страховщики в случае возникновения страховых случаев – компенсировать потребителям ущерб. Сначала размер фингарантий составлял 10 млн. руб., позже планку подняли до 100 млн. Однако банкротство компании «Ланта-тур», ущерб от которого составил порядка 300 млн. руб., показало недостаточный уровень страхового покрытия. Сейчас рассматривают варианты увеличить страховку ответственности туроператора до 200 млн. руб., а для крупных участников рынка еще больше.
Вице-президент АТОР Алексей Крылов не скрывает разочарования по поводу нового варианта законопроекта о туристической деятельности. «Ужас ситуации в том, что ничего не изменится на рынке от создания компенсационного фонда. Просто добавится еще один налог», – подчеркнул он. В том, что речь идет именно о налоге в размере 0,5% от стоимости каждой турпутевки, Крылов не сомневается. Ведь фонд будет под контролем государства, а решение вопросов доверят уполномоченным чиновникам. «Значит, это налог», – резюмировал Крылов. Он убежден, что саморегулируемая организация способна гораздо лучше любой бюрократической структуры справляться с кризисными ситуациями, в частности, урегулировать претензии клиентов, возникающие при банкротстве туркомпаний.