Владимир Путин и Виктор Янукович ищут возможности для экономического сближения.
Фото с официального сайта президента Украины
Киев может включить свою газотранспортную систему в европейскую, лишив тем самым Россию мечты о создании газотранспортного консорциума. Да и по остальным направлениям сотрудничества Украины и России особого прогресса в этом году, судя по всему, ждать не следует. Киев вопреки оценкам иностранных наблюдателей считает, что долговая проблема для него вполне решаема и дефолт Украине в этом году не грозит. Соответственно нет стимулов и двигаться навстречу России – ни в направлении Таможенного союза, ни в направлении разрешения пограничных конфликтов.
В случае прекращения транзита российского газа Украина может перевести свою газотранспортную систему в реверсный режим и включить ее в общую газотранспортную систему Европы. Об этом заявил вчера зампред правления «Нафтогаза» Вадим Чупрун. Украина – основной транзитер российского газа в Европу, однако после запуска «Южного потока» и расширения «Северного потока» ее значение для экспорта российского газа может в скором времени упасть до нуля. Судя по всему, и по остальным спорным моментам ждать прогресса в переговорах между Москвой и Киевом не приходится. Ведь Украина, несмотря на опасения иностранных наблюдателей, уверена, что ей не грозит дефолт и что она полна сил для отстаивания своих позиций.
По данным кредиторов, в 2012 году Украина должна погасить долг перед Международным валютным фондом на сумму 3,7 млрд. долл. Также в середине года Киев должен погасить кредит перед российским банком ВТБ на сумму 2 млрд. долл. По оценкам украинских экспертов, еще 2,3 млрд. долл. Украина должна заплатить по облигациям внешнего займа, перед Европейским банком реконструкции и развития у Киева долг в 1 млрд. долл., по кредитам различных госструктур – около 2 млрд. долл. Наконец, примерно 150 млн. долл. – это платежи за членство в международных организациях. Валовой внешний долг Украины превысил 126,2 млрд. долл., это примерно 76,6% ВВП Украины.
Еще месяц назад аналитики Bloomberg предрекли Украине дефолт, называв ее чуть ли не второй Грецией. По их данным, Украине предстоит выплатить в 2012 году около 12 млрд. долл. долга. При этом Киев, вероятно, не может договориться с Москвой о снижении цены на газ и не желает повышать внутренние цены на него для населения. Но именно эти меры являются условиями дальнейшего взаимодействия Украины с МВФ и получения от него финансовой помощи. О нарастающих рисках заявили также в марте специалисты рейтингового агентства Standard & Poor’s. Они изменили прогноз по суверенным кредитным рейтингам Украины со «стабильного» на «негативный». Внешний долг, бюджетный дефицит, нежелание властей проводить жесткие структурные реформы – все это дестабилизирует экономику Украины. Ситуация усугубляется «напряженными отношениями» Киева с Москвой. «Договоренность о снижении цен на газ вряд ли будет достигнута – по крайней мере без потери Украиной контроля над активами энергетической инфраструктуры», – пишут специалисты S&P.
Однако в Киеве думают иначе – ни о каком дефолте или крахе экономики и речи нет. Несколько дней назад украинский Минфин уверил наблюдателей, что страна располагает необходимыми средствами для планового погашения и обслуживания госдолга 2012 года. На счету правительства накоплено около 2 млрд. долл. Об этом сообщила, в частности, директор департамента долговой и международной финансовой политики Минфина Украины Галина Пахачук. Киев уверен, что у него неплохая позиция и что он сможет «балансировать и определять оптимальную стоимость, оптимальный срок, оптимальную структуру своего долга».
Россия взаимодействует с Украиной по многим направлениям, среди которых, в частности, газ и газотранспортная система, авиапром, энергетика и мирный атом. Также Украина все еще рассматривается Россией как одна из участниц Таможенного союза и Зоны свободной торговли. Киев же пока не торопится интегрироваться с РФ и постоянно оттягивает окончательные решения. Наблюдатели строят самые разные предположения о причинах такого поведения Киева. Они указывают на то, что, возможно, Киев куда больше хочет интегрироваться с Европой в ущерб России, на то, что украинский бизнес пугает перспектива конкуренции с российским бизнесом и т.д. В ответ на это разработчики кодекса для Таможенного союза призывают Киев провести референдум, чтобы украинский народ сам решил, хочет он интегрироваться с Россией или нет. Кроме того, между Москвой и Киевом до сих пор не утихают территориальные споры относительно Керченского пролива. Другими словами, почти по всем ключевым направлениям Москва и Киев не могут прийти к согласию. Напряжение между странами то нарастает, то спадает, но в целом высокий уровень недоверия сохраняется. Не исключено, что финансовое оздоровление – о котором, правда, говорят лишь сами власти Украины – затянет эти переговоры на еще более неопределенный срок.
Опрошенные «НГ» эксперты указывают, что если Россия рассматривает Украину как своего «стратегического партнера», тогда она не заинтересована в ее дефолте. «Иначе страдает логика. Зачем тянуть в союз страну с разрушенной экономикой», – рассуждает гендиректор «Шреи Лизинг» Ростислав Футало. Однако, добавляет он, во взаимоотношениях Москвы и Киева доминирует политическая составляющая. «А для политиков свойственен подход, что чем хуже ситуация у партнера – тем лучше для России, поскольку тогда проще договариваться», – продолжает эксперт.
Керченский пролив и Таможенный союз – это для Украины своеобразные козыри, продолжает советник председателя правления Национального республиканского банка Роман Брезицкий. По его мнению, Украина, смягчив свои финансовые проблемы, может проявить некоторую гибкость в сотрудничестве с РФ – например, в сфере авиапрома, но не в территориальных и интеграционных вопросах. «Скорее всего Украина и впредь будет держать эти козыри в рукаве для решения более важных вопросов, таких, например, как пересмотр цен на газ или использование газотранспортной системы», – делает вывод Брезицкий.
Примечательно, что на фоне смягчения финансовых проблем в Украине на некоторые уступки может пойти не Киев, а как раз Москва. «Наиболее вероятным развитием переговоров в этом году между Украиной и Россией относительно договора на поставку газа был его недобор из-за высокой цены и последующий отказ от штрафных санкций. В принципе этот сценарий сохраняется. В 2011 году Украина импортировала около 40 миллиардов кубометров российского газа. Контракт предусматривает закупку 52 миллиардов кубометров в год. Минимальное необходимое количество газа для отбора находится примерно на уровне 41,6 миллиарда кубометров, – комментирует ситуацию аналитик нефтегазовой отрасли компании «Арбат капитал» Виталий Громадин и добавляет: – Скидку или пересмотр условий договора российская сторона добровольно не предоставит. Украина теоретически может добиваться лучших условий через суд. Но уже по факту недобора контрактных объемов газа в конце года Россия вполне может простить штрафные санкции. Пример таких действий с европейскими потребителями «Газпрома» имел место в конце 2009 года. Требование долгосрочного контракта «бери или плати» может быть выборочно смягчено российской стороной для сохранения партнерских отношений или для исключения судебных разбирательств».