Глава «Газпрома» Алексей Миллер не спорит с премьером Владимиром Путиным.
Фото РИА Новости/AFP
Владимир Путин готов разобраться с монополизмом «Газпрома», но довольно мягко, без серьезных потрясений. В ходе прошедшего в пятницу совещания по поставкам газа на внутренний и внешний рынки концерну было предложено искать резервы в снижении издержек, а не за счет дополнительного повышения тарифов. Минэнерго предложило взять под свой контроль инвестпрограмму монополиста, а Федеральная антимонопольная служба – изъять из его ведения розничную продажу. Впрочем, несмотря на критику и показную решимость, серьезных потрясений из-за действий российских чиновников в газовой монополии ждать не стоит.
Намерение газового монополиста поднять тарифы на топливо сверх установленного властями уровня натолкнулось на противодействие со стороны руководства правительства.
Как сообщали СМИ в течение прошлой недели, «Газпром» просил поднять цены для промышленных потребителей с четвертого квартала на 26,3% – в дополнение к уже ожидающемуся в июле повышению. Напомним, что в соответствии с текущим планом правительства с 1 июля будет проведена индексация регулируемых монопольных цен на газ на 15%, что приведет к увеличению цен на газ в среднем на 7,5% в годовом сопоставлении.
«Мы наметили в прошлом году уровень ростов тарифов для «Газпрома». Я понимаю, что имеет место увеличение нагрузки – НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых. – «НГ»). Но резервы нужно искать не в повышении тарифов, а в снижении издержек, – заявил Путин. – Мы ничего не планируем повышать сверх того, что запланировано в прошлом году».
В свою очередь, глава «Газпрома» Алексей Миллер пояснил, холдинг хотел бы финансировать 100% модернизации мощностей за счет продаж внутри страны, но готов работать по принятым тарифным решениям. Пока за счет внутренних продаж финансируется лишь 40% потребностей.
Путин напомнил, что на данный момент 15 регионов имеют просроченную задолженность перед «Газпромом» в размере около 110 млрд. руб. И хотя в ряде случаев формально должниками являются граждане, которые исправно платят по счетам, но деньги до поставщика не доходят, застревая у посредников. С подобными мутными схемами он призвал разобраться детально.
Участники совещания внесли предложения, призванные усилить госконтроль над монополией. В частности, глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев предложил изъять у «Газпрома» розничную продажу газа, вернув ее сначала муниципалитетам, а потом передав специально аккредитованным компаниям под лицензию. «Не секрет – чтобы получить финансовые потоки, «Газпром» в своей системе дошел до каждой конфорки», – пояснил он. Кроме того, для развития конкуренции можно пойти на продажу месторождений независимым компаниям.
В свою очередь, глава Минэнерго Сергей Шматко раскритиковал то, как концерн осуществляет развитие системы подземного хранения газа и ремонт магистральных газопроводов, и предложил дать его ведомству право контроля инвестпрограммы холдинга в этой части.
Эксперты отмечают, что никаких серьезных изменений, несмотря на критику и внешне радикальные предложения по изменению ситуации, ждать не следует. Аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров считает, что ФАС на то и существует, чтобы выдвигать инициативы, направленные на демонополизацию и развитие конкуренции. «Однако на практике внутренний и внешний рынок останется в монопольном ведении «Газпрома», – уверен эксперт. – Что касается розницы, то он уже скупил большую часть газораспределительных организаций. К тому же прибыль концерн зарабатывает на каждом этапе, причем зарабатывает неплохо, так что серьезно менять положение дел власти вряд ли станут. Поэтому для ожидания радикальных изменений в этом вопросе пока нет даже предпосылок. Да, премьер не поддержал намерения повысить тарифы, однако сделал это в довольно мягкой форме. Думаю, что новое правительство будет либеральным в этом вопросе и от него также не стоит ждать революционных предложений. В принципе в теории демонополизация нужна, и в этом направлении уже движется Европа, вводя свой Третий энергопакет, предусматривающий разделение бизнеса по видам деятельности. Но чтобы проводить подобную реформу в России, должно произойти что-то серьезное – либо нефть в цене должна резко упасть, либо доходы «Газпрома» обвалиться. Пока же у него неплохие финансовые показатели: доходы растут, а уровень задолженности довольно низкий».