У Дмитрия Медведева большой выбор претендентов на пост министра культуры.
Фото РИА Новости
Минкомсвязи в своем нынешнем виде доживает последние месяцы. Ведомство уже в мае могут лишить функций по контролю за СМИ. Однако массмедиа не останутся без бдительного ока государства. Руководящей и направляющей силой для них станет Минкультуры, которому делегируют дополнительные полномочия. Известно также, что портфель главы суперминистерства будет предложен одному из трех руководителей общероссийских телеканалов – Олегу Добродееву, Константину Эрнсту или Владимиру Кулистикову. При этом кандидатура Добродеева считается наиболее перспективной.
В правительстве Дмитрия Медведева значительно усилится влияние государства в сфере контроля за СМИ. С этой целью планируется изменить структуру двух министерств. Нынешнее Минкомсвязи лишат части полномочий в пользу нового Минкультуры. При этом министр связи Игорь Щеголев, сумевший проявить себя, с большой долей вероятности сохранит портфель министра. А уход нынешнего министра культуры Александра Авдеева – вопрос практически решенный. Теперь главная интрига в том, кто станет его преемником. По информации «НГ», на пост главы нового суперминистерства рассматриваются не деятели культуры, а представители массмедиа. Источник, близкий к правительству сообщил, что тандем считает целесообразным назначить министром культуры и массовых коммуникаций гендиректора одного из общероссийских телеканалов.
Считается, что наибольшие шансы у гендиректора ВГТРК Олега Добродеева. В этой должности он с 2004 года. В активе Добродеева также создание телекомпании НТВ, которой он успел поруководить, а также учреждение ЗАО «НТВ Плюс» и ЗАО «Медиа-Мост».
Претендовать на руководство министерством, которое объединит под одной крышей культуру и СМИ, формальное основание ему дает членство в Академии российского телевидения – стаж с 1995 года, и в Национальной академии кинематографических искусств и наук России – стаж с 2002 года.
Конкурентами Добродеева называют гендиректора НТВ Владимира Кулистикова и гендиректора Первого канала Константина Эрнста. В послужном списке Кулистикова есть госслужба – в середине 70-х он трудился чиновником в Министерстве внешней торговли СССР. В журналистику пришел в 1985 году, став заместителем главного редактора журнала «Новое время». Карьеру на телевидении начал в 1996 году – на НТВ. В 2002 году – перешел в ВГТРК заместителем председателя телерадиокомпании, директором дирекции информационных программ телеканала «Россия». В июле 2004 года Кулистиков назначен гендиректором НТВ.
За министерский портфель Александра Авдеева развернулась нешуточная борьба. Фото РИА Новости |
В свою очередь, Эрнст в 1988–1990 годах работал на Первом канале в программе «Взгляд». В 1991–1995 годах он автор, ведущий, режиссер и продюсер телевизионной программы «Матадор». Эрнст реализовал много успешных проектов, проявив себя как талантливый режиссер и удачливый продюсер фильмов, телесериалов и мюзиклов. В 1995 году назначен генеральным продюсером ОРТ, в сентябре 1999 года возглавил ОРТ, а в дальнейшем стал гендиректором Первого канала.
У политологов нет единства мнений по поводу кандидатуры будущего главы Минкомкультуры. Президент Центра политической конъюнктуры Константин Симонов назвал «нелогичным» разговоры о назначении министром кого-либо из тройки претендентов. В то же время вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин не исключил, что «это один из вариантов», которые рассматриваются правящим тандемом, определяющим сейчас состав и структуру нового кабинета министров.
Свой скептицизм Симонов объяснил тем, что в современном российском обществе СМИ – это зона общественного контроля. Назначение же министром культуры и массовых коммуникаций Добродеева, Кулистикова или Эрнста означало бы усиление госконтроля за массмедиа. «Зачем усиливать влияние государства в этой сфере?» – недоумевает политолог. Медведев, который в мае придет в Белый дом, по мнению Симонова, в этом точно не заинтересован.
Что касается Макаркина, то он не считает удачным для гендиректора телекомпании продолжение карьеры в кресле министра. Едва ли это можно считать повышением. «У руководителя ВГТРК или НТВ возможностей больше, чем у многих руководителей ведомств. Министерство, конечно, откроет новые возможности, но с другой стороны это будет потеря контроля над крупной коммерческой структурой, которой является телекомпания», – подчеркнул Макаркин.