Татьяне Голиковой поручено повысить доходность резервов Пенсионного фонда.
Фото с официального сайта правительства РФ
Премьер Владимир Путин озаботился низкой доходностью пенсионных накоплений и поручил Минздравсоцразвития разработать такую стратегию реформы, которая гарантирует доходность выше инфляции. У думских депутатов уже готово решение: разрешить государственной управляющей компании инвестировать средства будущих пенсионеров в золото и другие драгоценные металлы. Однако представители Внешэкономбанка (ВЭБ) и независимые эксперты уверены, что пенсионные накопления в России обесцениваются не столько из-за несовершенства пенсионной системы, сколько из-за макроэкономической и политической нестабильности, институциональной неразвитости и из-за того, что национальная валюта в России не выполняет важнейшие функции денег – сбережение и накопление.
Проблема доходности пенсионных накоплений напрямую увязывается правительством РФ с несовершенством пенсионной системы. В минувшую пятницу на расширенной коллегии Минздравсоцразвития премьер Владимир Путин поручил ведомству Татьяны Голиковой и Пенсионному фонду России (ПФР) проработать такую пенсионную стратегию, которая будет гарантировать доходность накоплений. «Необходимо гарантировать сохранность пенсионных накоплений и повысить доходность от их инвестирования. В этой связи при подготовке долгосрочной стратегии совершенствования пенсионной системы прошу проработать комплекс мер по развитию ее накопительного компонента», – сказал Путин.
Между тем, как показывает практика, одной пенсионной стратегией – какой бы совершенной она ни была – проблема доходности накоплений не решается.
Россия уже многие годы фактически лишена полноценной национальной валюты. Одна из важнейших функций денег – накопления и сбережения – в российской экономике рублями не выполняется. Ни у граждан, ни у правительства нет развитой системы инструментов для долгосрочных рублевых накоплений, кроме разве что депозитов в банке.
Напомним, сейчас трудовая пенсия в России состоит из двух частей – страховой и накопительной. Накопительная часть в обязательном порядке формируется для россиян не старше 1967 года рождения. У граждан есть несколько вариантов управления своими накоплениями – с помощью государства или с помощью негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и частных управляющих компаний (УК). Со стороны государства главной управляющей компанией, занимающейся инвестированием пенсионных накоплений, является Внешэкономбанк. Именно ВЭБ отвечает, в частности, за деньги «молчунов» – граждан, которые не выбрали для управления своими накоплениями НПФ или УК. Выбор негосударственных пенсионных фондов и частных управляющих компаний достаточно широк. На данный момент в стране действует около 150 НПФ и свыше 50 управляющих компаний, с которыми ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений.
Как следует из годового отчета ПФР, который был обнародован в начале марта, положительную доходность инвестирования пенсионных накоплений по итогам 2011 года показала лишь 31 управляющая компания. Эти компании смогли хотя бы не уйти в минус и избежать явных убытков, при этом лишь единицы из них обогнали инфляцию. По итогам 2011 года инфляция составила около 6%, и только две управляющие компании превысили этот показатель на 1,5%.
Похожая ситуация и с НПФ. Из года в год аудиторы указывают на тот факт, что доходность НПФ далеко не гарантирована, ведь и для них инфляционное обесценивание пенсионных накоплений – вполне «нормальная» практика. Как ранее сообщала Счетная палата, за период с 2005 по 2010 год накопленная инфляция составила в РФ около 80%, а реальный прирост пенсионных накоплений за тот же период в проверенных Счетной палатой НПФ колебался от 51 до 76% (см. «НГ» от 21.04.11).
Наблюдатели обычно обращают внимание граждан на то, что взаимодействие с НПФ всегда чревато рисками, ведь их доходность слишком зависима от рыночной конъюнктуры, и сегодняшний доход вполне может обернуться завтрашними убытками. Между тем и само государство тоже не в состоянии сохранить пенсионные накопления граждан. Убыточность инвестиций ВЭБа стала уже притчей во языцех. В феврале ВЭБ раскрыл информацию о доходности инвестирования средств пенсионных накоплений в 2011 году. По итогам прошлого года доходность составила 5,47%. За предшествующие три года доходность составляла 7,52% годовых – это около 22% накопленной за три года доходности. Для сравнения: инфляция, накопленная за 2009–2011 годы, перевалила за 25,5%. Говоря о причинах столь неэффективного инвестирования, представители ВЭБа недвусмысленно дают понять, что пенсионные накопления граждан сгорают вовсе не по вине управляющей компании и даже не из-за несовершенств пенсионной системы. Основная причина кроется в макроэкономической нестабильности (речь идет прежде всего об инфляции) и в том, что в стране не отлажен рынок ценных бумаг. Делать долгосрочные вложения пенсионных накоплений не во что: государственные ценные бумаги не гарантируют практически никакого стабильного и растущего дохода.
«Доходность государственной управляющей компании до последнего времени действительно ниже инфляции и соответственно ниже ставок банковских депозитов. Это связано в первую очередь с отрицательной стоимостью денег в России. Доходность госбумаг и большинства надежных корпоративных облигаций ниже инфляции», – сообщает директор департамента доверительного управления ВЭБа Александр Попов. Еще одна причина низких доходов, как считают в ВЭБе, – «пока еще слишком высокая доля в портфеле госбумаг по сравнению с корпоративными облигациями». «Низкая эффективность инвестирования – это больше макроэкономическая проблема, которую не могут решить ни государственная управляющая компания, ни НПФ, ни регуляторы», – поясняет Попов.
Во Внешэкономбанке знают, кто виноват в обесценивании накоплений на старость. Фото PhotoXPress.ru |
Некоторые депутаты Госдумы предлагают довольно оригинальные способы решить проблему обесценивания пенсионных накоплений. К примеру, можно расширить перечень инструментов для получения доходности за счет покупки драгоценных металлов. «В период с 2004 по 2011 год доходность инвестиций в золото составила 72,5%, в серебро – 124,4%», – сообщает депутат Госдумы Андрей Тычинин, автор законопроекта, разрешающего инвестировать пенсионные накопления граждан в золото, серебро, платину и палладий. «В случае если бы государственная управляющая компания Внешэкономбанка изначально имела право инвестировать в эти металлы, первоначальные накопления будущих пенсионеров увеличились бы даже с учетом инфляции более чем в два раза», – уверяет Тычинин.
Независимые эксперты, в свою очередь, считают, что простого решения проблемы с доходностью пенсионных накоплений не существует. Даже золото – столь привлекательный объект для инвестирования – чревато рисками. Во-первых, цены на золото тоже могут меняться. Во-вторых, как замечает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев, если начать целенаправленно закачивать деньги в золото, то мы с большой вероятностью создадим на рынке еще один пузырь – золотой. И он рано или поздно лопнет.
Николаев поясняет, что в вопросах пенсионных накоплений не стоит гнаться именно за доходностью, тут главной является немного другая задача – для начала обеспечить сохранность пенсионных накоплений. Сохранность же пенсионных накоплений зависит не столько от пенсионной стратегии, сколько от макроэкономических, политических и институциональных условий. «Длинные деньги и желание инвестировать вдолгую появятся в стране тогда, когда инвесторы – в данном случае это пенсионные фонды – будут уверены в макроэкономической и политической стабильности, в том, что не будет скачков инфляции. Для того чтобы удержать деньги в экономике и заставить их работать, нужно создать в стране инвестиционно привлекательную экономику», – говорит Николаев.
Конечно, необходима также и смена приоритетов внутри самой пенсионной системы. Сейчас НПФ существуют лишь как дополнение к системе государственного инвестирования пенсионных накоплений. «Хотите повышать доходность – создавайте приоритетность в развитии негосударственных институтов пенсионного инвестирования, создавайте для них нормальную конкурентную среду, и они обеспечат доходность. А конкурентная среда – это как раз и есть все перечисленное выше, это инвестиционно привлекательная экономика», – резюмирует эксперт.