За казенный счет можно выбрать и самую дорогую иномарку.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Госдума закупает за казенные деньги 380 автомобилей по 300 тыс. долл. за штуку, а потом дарит их частной фирме! Эта скандальная новость стала в последние дни одной из самых обсуждаемых в российском Интернете. Правда, вчера блогеры выяснили, что сенсация во многом оказалась дутой. На самом деле речь идет не о покупке, а фактически об аренде автомобилей на три года примерно по 10 тыс. руб. в сутки за каждый. И это далеко не самая высокая цена за аренду иномарок в столице. «Хотя причиной конкретного скандала стала фактическая ошибка, есть немало оснований для поиска коррупции», – уверены сами депутаты. Многие из них готовы подать личный пример по сокращению неэффективных госрасходов.
«За 3,8 миллиарда рублей Госдума получает 380 автомобилей от ООО «Счет Спец Транс», – сообщил блогер ipasserby. «Это по 10 миллионов рублей за один автомобиль. При этом автомобили в собственности государства не остаются, они остаются собственностью «Счет Спец Транса», – уточняет блогер. Новость о закупке автомобилей для аппарата Госдумы по 300 тыс. долл. за штуку, естественно, потрясла многих интернет-пользователей. Большинство из них приняли на веру это сообщение как очередное доказательство коррупционного разбазаривания казенных денег.
Однако нашлись и дотошные граждане, которые выяснили, что Госдума никаких автомобилей не закупает. На самом деле аппарат нижней палаты провел три аукциона, на которые выставлялось «оказание услуг по автотранспортному обслуживанию Госдумы в 2012–2014 годах» всего в количестве 380 штук. «Речь вообще не идет о покупке или тем более передаче их ООО «Счет Спец Транс», – уточняет блогер zver_v. По его словам, начальная цена лотов соответствует средним по Москве ценам за аренду машины аналогичного класса – примерно 10 тыс. руб. в сутки.
Действительно, стоимость аренды легковых автомобилей представительского класса с водителем в Москве – от 900 до 1200 руб. в час при условии, что машина эксплуатируется целый день. Таким образом, при 12-часовом рабочем дне получается около 11 тыс. руб., в месяц – 286 тыс. руб., в год – более 3,4 млн. руб., а за три года как раз и набегают те самые 10 млн. руб. Но это не предел. Есть и более высокие расценки. Так, одна компания предлагает в аренду «Кадиллак Эскалейд» – 50 тыс. руб. в сутки, «Мерседес Пульман» – 30 тыс. руб., «Порш Панамера» – 90 тыс. руб. в сутки. Так что же получается – аппарат Госдумы даже сэкономил казенные миллиарды? Оказывается, с этим согласны далеко не все депутаты.
«Аренда депутатских автомобилей в ее нынешнем виде – это безобразие, в котором есть много темных вопросов», – заявил «НГ» зампред думского комитета по конституционному законодательству Вадим Соловьев. По его словам, у многих депутатов есть подозрения в аффилированности выбранной автотранспортной фирмы с конкретными чиновниками. «Мы считаем, что бюджетные средства можно сэкономить, если выплачивать фиксированные суммы на транспортные расходы каждому депутату. Каждый депутат будет получать ежемесячно 8 или 10 тысяч рублей на транспорт и будет сам решать – арендовать ли ему престижную иномарку или ездить на метро», – предлагает депутат. Легковерие блогеров, которые почти не сомневались в расхищении казенных денег под видом покупки депутатских авто, Соловьев считает неслучайным.
«Граждане на своем опыте постоянно убеждаются в расхищении бюджета. И в общественном сознании сформировался образ чиновника-вора, который работает исключительно ради собственных материальных интересов», – считает депутат.
«Лично я езжу на метро и автобусе. Служебным автомобилем стараюсь вообще не пользоваться. Бывают дни, когда машины вообще не нужны, а бывает, что их невозможно заказать», – признается зампред думского комитета по конституционному законодательству Сергей Иванов. Причина коррупционных скандалов депутат видит в том, что вопросы материально-хозяйственного обеспечения нижней палаты часто решаются за закрытыми дверями. «У представительной власти автопарк не роскошный в отличие от машин чиновников из администрации президента и правительства», – убежден зампредседателя думского комитета по безопасности Геннадий Гудков.
«Необходима открытость в расходах, чтобы любой человек видел, куда и как тратятся наши налоги. Если будут прозрачность и понимание, то налогоплательщики почувствуют причастность к развитию страны, тогда, возможно, появится прямая заинтересованность в увеличении бюджетных поступлений», – рассуждает председатель оргкомитета «Содружество бизнесменов» Олег Кабаков.
Аренда служебных машин – дорогое удовольствие. Настолько дорогое, что она становится соизмеримой с ценой приобретения новой машины представительского класса. Так, Audi А-8 Quattro в автосалоне можно купить от 3,8 млн. руб. до 8–9 млн. руб., а с бронированным кузовом – за 18 млн. руб. При таких ценах массовая ежедневная аренда сотен автомашин действительно выглядит подозрительной.