Александр Шохин помогает чиновникам вводить налог на сверхпотребление.
Фото с официального сайта правительства РФ
Налог на роскошь должны платить госструктуры и чиновники, а не только бизнесмены, заявил глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. Вчера члены союза представили свои предложения на случай введения нового налога, который должен ослабить социальную напряженность в обществе.
Вчера РСПП подвел черту под обсуждением налога на роскошь, с инициативой введения которого полтора месяца назад выступил премьер Владимир Путин. В заседании круглого стола кроме актива РСПП приняли участие чиновники Минэкономразвития, Минфина, Федеральной налоговой службы, которым были представлены результаты экспресс-анкетирования представителей бизнеса, а также мнения на этот счет рядовых россиян.
Александр Шохин огласил позицию бизнес-сообщества. Тезисно она выглядит следующим образом. Первое – необходимо максимально сузить сферу применения налога на роскошь, защитить средний класс. Второе – облагать фискальным сбором следует «роскошные автомобили» стоимостью от 3 млн. руб. и объемом двигателя от 400 л.с., элитную недвижимость (городские квартиры стоимостью от 30 млн. руб., загородные дома – от 50 млн. руб.) и большие земельные участки стоимостью от 10 млн. руб.
Принципиально важно, чтобы введение налога на роскошь сопровождалось снятием административных барьеров, подчеркивает Шохин. Ведь сегодня владельцы загородных домов жалуются на невообразимые сложности, которыми обставлена процедура регистрации недвижимости. Важное уточнение РСПП: обкладываться налогом на роскошь должны не сделки, а конкретное имущество. Кроме того, налогообложению должны подлежать не только физические лица, но и юридические. Конкретно – налог должен работать при госзакупках, тогда обществу будет ясно, «роскошествуют ли чиновники». Предложение распространить новый налог на чиновников возникло, вероятно, после очередного скандала вокруг закупок для слуг народа дорогих автомобилей. Сегодня в Интернете активно обсуждается новость о закупке для Госдумы 380 иномарок, каждая из которых будет стоить казне более 10 млн. руб.
Накануне РСПП опубликовал данные экспресс-анкетирования своих членов по отношению предпринимательского сообщества к налогу на роскошь. Предварительные результаты опроса показывают, что поддерживают его введение 30% опрошенных, а еще 39% – скорее поддерживают. При определении предметов роскоши большинство назвали личный самолет, вертолет, большую яхту, катер или корабль, элитную жилую недвижимость в России и за рубежом, а также большие земельные участки, включая острова. В отношении квартир граница роскоши, по мнению членов РСПП, находится выше 100–150 кв. м на человека, загородных домов – свыше 500 кв. м, автомобилей – выше 250 л.с. К роскоши также можно отнести земельные участки больше 50 соток. Опрос ВЦИОМа дал не столь однозначную позицию граждан по отношению к налогу на роскошь. Более половины граждан одобряют идею этого налога. С меньшим энтузиазмом относятся к ней респонденты с высоким уровнем доходов – половина из них за налог, но почти столько же – 42% против. Согласно опросу, большинство состоятельных граждан не относят себя к владельцам предметов роскоши, а значит, уверены, что новый налог их не затронет.
Примечательно, что столичные жители и жители регионов имеют почти противоположное мнение относительно того, что такое роскошь. Для москвичей это определенно не бриллианты и драгоценности, а для представителя российской глубинки смартфон – уже роскошь. Сходятся респонденты в том, что роскошью может быть недвижимость, самолет, яхта или лошадь, дорогой автомобиль.
Директор Центра социологического и политологического образования РАН Александр Согомонов сказал о тупиках, в которые может завести общество новый закон. Один из них – практическая невозможность определить норму достаточности жилья.
Налог на роскошь может затронуть не только богатых и очень богатых, но и рядовых россиян, предупредил председатель совета директоров корпорации «Биоэнергия» Давид Якобашвили. По его словам, в Москве есть коммунальные квартиры, две комнаты в которых стоят 1 млн. долл. Да и в принципе отношение к налогу на роскошь у бизнесмена явно критическое. Больших поступлений в казну от него ждать не приходится. Так, в столичный бюджет от налога на недвижимость поступает около 2 млрд. руб., от налога на автотранспорт – около 20 млрд. руб., а от уплаты НДФЛ – 450 млрд. руб. Налог на роскошь сопоставимых показателей не даст, зато может стимулировать «исход» богатых людей и капиталов из страны. Участники дискуссии согласились с тем, что налог на роскошь фискального эффекта практически не принесет. Введение этого налога будет иметь исключительно социальные последствия, в плане успокоения общественного мнения. Если же власти не откажутся от идеи введения этого налога, то первым шагом должно стать завершение массовой кадастровой оценки объектов недвижимости.
Мы не считаем, что сегодня сформировали окончательную позицию РСПП, но мы обозначили ключевые подходы к решению проблемы, которые позволят правительству написать правильную версию закона – заявили предприниматели. При этом РСПП и другие бизнес-объединения готовы направить своих представителей в рабочую группу по созданию этого законопроекта.
Опрошенные «НГ» предприниматели признают, что налог на роскошь задуман как социально-политический инструмент. Так, гендиректор компании BigFish Татьяна Баскина подчеркивает наличие двух составляющих налога – экономическую и социальную, которая должна повлиять на общественные настроения. «Экономическая конструкция нового налога пока выглядит очень сырой», – считает она. Замгендиректора City Express Евгения Колос согласна с этим мнением. «Налог на роскошь – это элемент социально-экономической политики. Социальная напряженность в стране растет. И налог на роскошь может стать своего рода социальным компенсатором», – отмечает Колос.