Дешевле поездка за рубеж скорее всего не станет.
Фото Reuters
За последнее десятилетие российское правительство так и не смогло защитить граждан от банкротства туроператоров, что подтверждает развивающийся кризис с компанией «Ланта-тур вояж». Туркомпании требуют повысить объем гарантий для крупных операторов. А страховщики предлагают гражданам оплачивать новый полис – на случай банкротства туркомпаний. О необходимости дополнительных платежей уже объявила Ассоциация туроператоров России (АТОР). Предложенные меры скорее всего скажутся на конечной цене путевок, однако официальные представители туриндустрии призывают пока не нагнетать панику.
Обанкротившаяся «Ланта-тур вояж» планирует продолжить свою работу, сейчас она ведет переговоры с потенциальным инвестором. Скандал вокруг «Ланта-тур» далеко не первый и, судя по всему, не последний случай. Ранее российскую туротрасль уже шокировали банкротства таких крупных компаний, как «Детур» и «Капитал тур». Систематические банкротства туркомпаний показывают, что чиновники не в состоянии наладить эффективную систему страховки для туристов. Они могут заниматься лишь временным решением проблем, предоставляя, например, через ВТБ кредит обанкротившейся компании. Не помог и созданный правительством в 2006 году институт финансовых гарантий туроператоров. Операторы должны страховать на определенную сумму свою ответственность перед клиентами, и в случае возникновения со стороны туристов претензий компенсировать нанесенный им ущерб. Сначала размер фингарантий составлял 10 млн. руб., сейчас предельный уровень гарантий достиг уже 100 млн. руб. Однако и этого оказалось мало. В компанию «Ингосстрах», которая выступала финансовым гарантом «Ланта-тур», обратились уже около 6 тыс. человек, общий ущерб оценивается в 300 млн. руб.
На этом фоне первый вице-президент АТОР Владимир Канторович призвал привязать фингарантии для крупных компаний к обороту туроператоров, который порой может достигать и 1 млрд. дол. Президент Всероссийского союза страховщиков Андрей Кигим предупредил, что это приведет к росту тарифов для туроператоров при заключении договора на страхование, а значит, и к удорожанию туров. От лица страховщиков Кигим предложил дополнить фингарантии добровольной страховкой от банкротства туроператоров. Она может оцениваться в 1–5 евро в день. Выходит, что стабилизировать российскую туриндустрию предлагается не столько за счет вмешательства регулятора, сколько за счет введения новой платы с выезжающих за границу граждан.
Представители туротрасли призывают СМИ не нагнетать панику вокруг возможного удорожания туров. В частности, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина отметила, что пока идет лишь обсуждение разных вариантов изменения законодательства. И не факт, что увеличение фингарантий приведет к удорожанию туров. Впрочем, косвенно перспективу подорожания путевок представители индустрии допускают и даже приветствуют. По словам Тюриной, около 40% турпродуктов в РФ продаются ниже себестоимости. «Может быть, туры придут к своей рыночной цене. И это было бы хорошо, потому что демпинг приводит к банкротству туроператоров», – рассуждает Тюрина. Масштаб будущего подорожания можно представить на основе данных РСТ. Ранее Тюрина сообщила, что, например, экскурсионные туры в Европу продаются примерно на 120 евро ниже себестоимости, горнолыжные туры – на 180 евро, туры в Доминикану – на 230 долл., в Индонезию – на 240 долл., в Индию – на 300 долл., в Таиланд – на 320 долл. И именно ликвидацию этого «разрыва» Тюрина и называет сегодня возвратом к «рыночным» ценам.
«Существующую систему финансовых гарантий можно назвать неэффективной. Туроператоры по-прежнему рассчитывают только на себя, не всегда корректно ведут себя по отношению к потребителям, надзор за их деятельностью надлежащим образом не ведется», – комментирует гендиректор группы «Развитие» Виктор Кухарский. Простое увеличение размера фингарантий – не панацея, считают эксперты. «Никакая страховая компания не застрахует туроператора с оборотом 1 миллиард рублей на 300 миллионов рублей (а сейчас называются именно такие цифры). Это разорит страховую компанию в случае банкротства туроператора», – говорит эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Ирина Воробьева. Подтверждают это и сами страховщики. «После кризиса с «Ланта-тур» многие страховщики подумывают об уходе с этого рынка, так как текущие сборы уже не компенсируют убытки. Ни один страховщик не возьмет на себя ответственность в размере оборота фирмы», – говорит директор департамента страхования финансовых рисков и ответственности «АльфаСтрахования» Зинаида Кузьмина. По мнению эксперта, туристические фирмы должны сами создавать компенсационные фонды, которые будут задействованы в случаях банкротств. Другой вариант – создание в стране системы с частичным участием государства по аналогии с Агентством по страхованию вкладов.