Не менее 19 млрд. руб. в год – такую огромную сумму, согласно словам руководства данной организации, желает получить ФГУП «Почта России» на собственное развитие. Данные средства предполагается потратить на ремонт отделений, закупку современной техники и разработку новых продуктов для населения. Однако уже сегодня накопилось немало вопросов в отношении того, пойдут ли эти вложения на пользу гражданам России.
Информационный фон, сопровождающий «Почту России» последние годы, сложно назвать позитивным. А последний проект почтового монополиста – выдача «микрозаймов» под 2% в день – и вовсе вызвал шквал негодования у населения. Ведь если Центробанк призывает игнорировать те кредитные организации, которые выдают ссуды по ставке в районе 20% годовых, называя это «ростовщическим процентом», то как тогда назвать сотни процентов в год?
Но вернемся к модернизации. Согласно официальным заявлениям топ-менеджмента «Почты России», на ремонт 2,5 тыс. отделений предполагается потратить 17,8 млрд. руб., то есть по 7,12 млн. руб. на один офис. Спору нет, ремонтировать надо: из 42 тыс. отделений в обновлении нуждаются 20 тыс., а 2 тыс. вообще находятся в аварийном состоянии. Однако ценник на ремонт явно зашкаливает, за 7 млн. руб. почтовое отделение можно сделать чуть ли не дворцом.
Отремонтированные отделения, которые каждый может увидеть, таковыми, увы, не являются. По большому счету все сводится к косметическому ремонту и к большому числу логотипов синего цвета, которые были придуманы еще при прежнем руководителе ведомства – бывшем главе Сбербанка Андрее Казьмине.
Стоит отметить, что Андрей Казьмин начал развивать почту, переводить ее деятельность в цивилизованное русло. Именно при нем все закупки почтового монополиста были поставлены на строго конкурсную основу, причем побеждал именно тот, кто предоставил наилучшие условия. Скандалы начались позже, когда организацию возглавил Александр Киселев, – как уже писали СМИ, в тендерах стали побеждать, как правило, строго определенные структуры, близкие к руководству самой «Почты России». Судя по расследованиям прессы, в результате компания теряла существенные деньги.
Нет уверенности и в том, что данный процесс не будет продолжаться. Аналитики достаточно холодно оценивают заявления «Почты России» о появлении там современных сервисов, которые будут востребованы населением. Так, ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин скептически относится к попыткам «Почты России» заработать на предоставлении дополнительных сервисов. По его мнению, компания не сумеет извлечь значительных средств, выйдя на непрофильный для себя рынок. «Они не умеют этого делать, есть гораздо больше компаний, которые на этом специализируются», – считает Эльдар Муртазин.
Сроки доставки корреспонденции, ставшие притчей во языцех, наглядно свидетельствуют о том, что при нынешнем руководстве почта не развивается, а деградирует. С 2009 года в «развитие» было инвестировано 20 млрд. руб. И где они? По мнению генерального директора Telecom Daily Дениса Кускова, до сих пор трудно сказать, что именно изменит инвестиционная политика «Почты России», в то время как уже совершенные вложения не внесли заметных изменений в сервис, сроки доставки превышают все мыслимые пределы. При этом конкуренты, прежде всего зарубежные службы экспресс-доставки, постоянно увеличивают свои доли рынка, таким образом, из страны утекают средства, которые могли бы остаться в отечественной экономике. Вот печальная статистика: доля рынка на наиболее перспективных сегментах, таких как экспресс-доставка, международные денежные переводы, прием коммунальных платежей и пр., постоянно падает и в настоящий момент не превышает 20%. Даже в таком исторически ассоциирующемся с «Почтой России» сегменте, как доставка пенсий, рыночная доля опустилась ниже 50%.
Качество предоставляемых услуг также не улучшается, скорее наоборот. Граждане России уже давно стараются минимизировать свое общение с почтовой монополией. Ведь письмо могут потерять или оно будет идти целую вечность, посылку (особенно из-за границы или из интернет-магазина) могут вскрыть и украсть, а на все претензии еще и пошлют по известному адресу. Недаром общественное движение Потребители.Ру и Общество защиты прав потребителей присудили «Почте России» национальную премию «Антибренд года» в номинации «Услуги связи». С формулировкой «за неискоренимое воровство и хамство сотрудников». Что есть, то есть, из песни слова не выкинешь.
Если резюмировать все вышесказанное, то становится понятным – огромные траты государства на почтовое ведомство (а «Почта России» – организация дотационная) совершенно неэффективны. А денег почтовикам хочется все больше и больше. Сегодня представители компании утверждают, что на развитие предприятия им необходимо не менее 19 млрд. руб. в год. В противном случае, мол, «Почта России» не сможет выйти на принципиально новый уровень обслуживания клиентов» – это официальное заявление данной структуры. Быть может, пора прекратить разбазаривать казенные средства и как-то нормализовать деятельность данной государственной структуры?