Глава Минтранса Игорь Левитин решает – стоит ли платить европейцам за выбросы пассажирских самолетов.
Фото ИТАР-ТАСС
Сегодня в Москве начинает работу конференция Международной организации гражданской авиации (ICAО), где 29 стран попытаются выработать единый ответ на требование Евросоюза оплачивать парниковые выбросы авиалайнеров. Евросоюз с 1 января ввел в действие директиву, согласно которой авиакомпании всех стран должны выплачивать специальный экологический сбор. Многие страны – в том числе и Китай – законодательно запретили платить европейцам дополнительный экологический сбор и повышать цены на авиабилеты.
Напомним, что Евросоюз включил авиаперевозки в национальную систему торговли квотами на выброс парниковых газов с 1 января 2012 года. Пока между компаниями, летающими в Европу, 85% квот распределяются бесплатно, остальные 15% квот необходимо покупать на европейской бирже квот. Расчет идет от показателей объема выбросов углекислого газа авиацией в европейском небе в 2010 году. До 2020 года объем бесплатных квот будет сокращен до 82%. Так Евросоюз стимулирует авиаперевозчиков к сокращению выбросов парниковых газов. В результате расплачиваться придется прежде всего пассажирам, поскольку стоимость билетов для них неизбежно вырастет. Вопрос лишь в том, насколько именно.
Между тем инициатива европейцев уже принята в штыки. По поручению Госсовета КНР Управление гражданской авиации Китая 6 февраля опубликовало указание всем авиакомпаниям, согласно которому без разрешения соответствующих органов правительства китайским воздушным перевозчикам запрещено вступать в европейскую систему торговли квотами на эмиссию парниковых газов. Одновременно запрещается повышать цены на авиаперевозки. Аналогичные запреты готовятся и в американском Конгрессе. Российский Минтранс также склоняется к подобным мерам. Но официально объявить об этом пока отказывается.
Как сообщил вчера «НГ» руководитель отдела общественных связей Минтранса Тимур Хикматов, свое участие в работе конференции помимо ICAО подтвердили представители 29 стран, но не исключено, что эта цифра будет больше, «учитывая, что заявки продолжают поступать». «В среду пройдет специальный брифинг, на котором будет объявлено, к каким выводам пришли участники встречи, и меры противодействия, которые ими предлагаются», – пояснил чиновник.
В отечественных авиакомпаниях подготовку к антиевропейской воздушной войне пока не комментируют. «До окончания конференции, в работе которой специалисты нашей компании принимают участие в качестве экспертов, никаких комментариев не будет», – заявил «НГ» пресс-секретарь «Трансаэро» Сергей Быхал.
Тем временем комиссар по вопросам климата ЕС Конни Хедегаард заявляет, что Европа будет жестко настаивать на своей позиции. И призвала участников московской встречи не придумывать лучший план. «Наше законодательство не собирается изменяться», – отрезала Хедегаард. Как сообщила вчера New York Times, Евросоюз в течение десятилетия пытался достигнуть глобального решения сокращения эмиссии прежде, чем принять собственный закон. В этой связи угроза торговой войны реальна, если не неизбежна, резюмирует NYT.
По мнению опрошенных «НГ» аналитиков и отраслевых экспертов, торговая война между ЕС и обиженными странами вполне реальна, если сторонам не удастся прийти к компромиссу. Как пояснил глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, с точки зрения Евросоюза такой подход является легитимным, тем более что в международном законодательстве существуют лазейки для принятия такого рода решений. «В то же время ICAO выступает против любых односторонних действий, а меры, которые предпринимает ЕС, безусловно, односторонние, – продолжает он. – Во-вторых, ICAO должна разработать собственные глобальные правила, направленные на введение экономических мер для снижения выбросов. Правда, ожидается это лишь к осени текущего года. Тем временем фактически действие директивы ЕС уже началось, и в первом квартале 2013 года авиакомпании должны расплачиваться по выбросам, сделанным в этом году». То есть перевозчики должны уже сегодня закладывать свои издержки либо в стоимость билетов, либо резервируя финансовые средства. «Сможет ли мировое сообщество убедить Европу в том, что глобальные меры будут введены уже в будущем году, а, например, не к 2020 году, – это пока не понятно, – отмечает Пантелеев. – Если глобального решения принято не будет, а ЕС не приостановит или не отменит действия своей директивы, будет большая война. Проигравшими в которой в первую очередь окажутся пассажиры. А уж затем пойдет подсчет потерь для тех или иных авиакомпаний».
Полеты в Европу могут быть прекращены из-за экологических и финансовых разногласий. Фото PhotoXPress.ru |
В свою очередь, ведущий эксперт ЗАО "Инжиниринговая компания "2К" Сергей Воскресенский напоминает, что проблема возникла в связи с решением ЕС сократить выбросы в атмосферу парниковых газов. Соответствующие соглашения о введении квот на выбросы были ратифицированы еще в 2008 году. При этом стоит отметить, что на долю авиации приходится сравнительно немного выбросов парниковых газов – около 2%, тогда как доли автомобилей и промышленности во много раз больше. «Ситуация действительно накаляется, и нельзя исключать того, что она может дойти и до торговых войн, тем более что шансы договориться пока не большие, – полагает аналитик. – Китай, США, Россия принципиально не хотят платить европейцам. ЕС высказывает готовность к компромиссам, но пока не понятно, в чем именно они могут заключаться». Есть вариант: увеличить долю бесплатных выбросов в 2012 году с 85% до 95% (от объемов 2010 года). Но китайские власти заняли принципиальную позицию и уже заявили, что если ЕС будет взимать плату, то КНР пойдет на аналогичные меры и будет требовать платы за выбросы от европейских компаний, летающих в Китай. Россия тоже категорически против введения квот на выбросы. По приблизительным оценкам, потери российских авиакомпаний от введения квот составят только в 2012 году от 20 до 40 млн. долл., предполагает Воскресенский. «Международная ассоциация воздушного транспорта предлагает создать глобальный рынок квот, но опять же будет ли в итоге найден компромисс, сказать сложно, – отмечает он. – Но если российские компании начнут платить ЕС за выбросы, то эта нагрузка будет переложена на плечи пассажиров: цена авиабилетов вырастет на 5–20 евро».
Эксперт компании БКС Богдан Зыков считает, что европейское решение выглядит вполне целесообразно с точки зрения экологических принципов, но понятна и реакция крупных авиаперевозчиков США и Китая, поскольку сборы могут увеличить затраты на перевозку пассажиров в несколько раз. «Повод для экономической войны есть, но нужно дождаться результатов конференции в Москве, – считает он. – Если контрмеры будут жесткими, то в первую очередь это затронет гражданскую авиацию и конечных потребителей. В будущем это может затронуть и ряд других глобальных экологических соглашений. Экономическая война возможна, но невыгодна ни одной из сторон конфликта».