0
1586
Газета Экономика Интернет-версия

21.02.2012 00:00:00

Москва собирает антиевропейскую коалицию

Тэги: экология, квоты, выбросы, авиация


экология, квоты, выбросы, авиация Глава Минтранса Игорь Левитин решает – стоит ли платить европейцам за выбросы пассажирских самолетов.
Фото ИТАР-ТАСС

Сегодня в Москве начинает работу конференция Международной организации гражданской авиации (ICAО), где 29 стран попытаются выработать единый ответ на требование Евросоюза оплачивать парниковые выбросы авиалайнеров. Евросоюз с 1 января ввел в действие директиву, согласно которой авиакомпании всех стран должны выплачивать специальный экологический сбор. Многие страны – в том числе и Китай – законодательно запретили платить европейцам дополнительный экологический сбор и повышать цены на авиабилеты.

Напомним, что Евросоюз включил авиаперевозки в национальную систему торговли квотами на выброс парниковых газов с 1 января 2012 года. Пока между компаниями, летающими в Европу, 85% квот распределяются бесплатно, остальные 15% квот необходимо покупать на европейской бирже квот. Расчет идет от показателей объема выбросов углекислого газа авиацией в европейском небе в 2010 году. До 2020 года объем бесплатных квот будет сокращен до 82%. Так Евросоюз стимулирует авиаперевозчиков к сокращению выбросов парниковых газов. В результате расплачиваться придется прежде всего пассажирам, поскольку стоимость билетов для них неизбежно вырастет. Вопрос лишь в том, насколько именно.

Между тем инициатива европейцев уже принята в штыки. По поручению Госсовета КНР Управление гражданской авиации Китая 6 февраля опубликовало указание всем авиакомпаниям, согласно которому без разрешения соответствующих органов правительства китайским воздушным перевозчикам запрещено вступать в европейскую систему торговли квотами на эмиссию парниковых газов. Одновременно запрещается повышать цены на авиаперевозки. Аналогичные запреты готовятся и в американском Конгрессе. Российский Минтранс также склоняется к подобным мерам. Но официально объявить об этом пока отказывается.

Как сообщил вчера «НГ» руководитель отдела общественных связей Минтранса Тимур Хикматов, свое участие в работе конференции помимо ICAО подтвердили представители 29 стран, но не исключено, что эта цифра будет больше, «учитывая, что заявки продолжают поступать». «В среду пройдет специальный брифинг, на котором будет объявлено, к каким выводам пришли участники встречи, и меры противодействия, которые ими предлагаются», – пояснил чиновник.

В отечественных авиакомпаниях подготовку к антиевропейской воздушной войне пока не комментируют. «До окончания конференции, в работе которой специалисты нашей компании принимают участие в качестве экспертов, никаких комментариев не будет», – заявил «НГ» пресс-секретарь «Трансаэро» Сергей Быхал.

Тем временем комиссар по вопросам климата ЕС Конни Хедегаард заявляет, что Европа будет жестко настаивать на своей позиции. И призвала участников московской встречи не придумывать лучший план. «Наше законодательство не собирается изменяться», – отрезала Хедегаард. Как сообщила вчера New York Times, Евросоюз в течение десятилетия пытался достигнуть глобального решения сокращения эмиссии прежде, чем принять собственный закон. В этой связи угроза торговой войны реальна, если не неизбежна, резюмирует NYT.

По мнению опрошенных «НГ» аналитиков и отраслевых экспертов, торговая война между ЕС и обиженными странами вполне реальна, если сторонам не удастся прийти к компромиссу. Как пояснил глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, с точки зрения Евросоюза такой подход является легитимным, тем более что в международном законодательстве существуют лазейки для принятия такого рода решений. «В то же время ICAO выступает против любых односторонних действий, а меры, которые предпринимает ЕС, безусловно, односторонние, – продолжает он. – Во-вторых, ICAO должна разработать собственные глобальные правила, направленные на введение экономических мер для снижения выбросов. Правда, ожидается это лишь к осени текущего года. Тем временем фактически действие директивы ЕС уже началось, и в первом квартале 2013 года авиакомпании должны расплачиваться по выбросам, сделанным в этом году». То есть перевозчики должны уже сегодня закладывать свои издержки либо в стоимость билетов, либо резервируя финансовые средства. «Сможет ли мировое сообщество убедить Европу в том, что глобальные меры будут введены уже в будущем году, а, например, не к 2020 году, – это пока не понятно, – отмечает Пантелеев. – Если глобального решения принято не будет, а ЕС не приостановит или не отменит действия своей директивы, будет большая война. Проигравшими в которой в первую очередь окажутся пассажиры. А уж затем пойдет подсчет потерь для тех или иных авиакомпаний».


Полеты в Европу могут быть прекращены из-за экологических и финансовых разногласий.
Фото PhotoXPress.ru

В свою очередь, ведущий эксперт ЗАО "Инжиниринговая компания "2К" Сергей Воскресенский напоминает, что проблема возникла в связи с решением ЕС сократить выбросы в атмосферу парниковых газов. Соответствующие соглашения о введении квот на выбросы были ратифицированы еще в 2008 году. При этом стоит отметить, что на долю авиации приходится сравнительно немного выбросов парниковых газов – около 2%, тогда как доли автомобилей и промышленности во много раз больше. «Ситуация действительно накаляется, и нельзя исключать того, что она может дойти и до торговых войн, тем более что шансы договориться пока не большие, – полагает аналитик. – Китай, США, Россия принципиально не хотят платить европейцам. ЕС высказывает готовность к компромиссам, но пока не понятно, в чем именно они могут заключаться». Есть вариант: увеличить долю бесплатных выбросов в 2012 году с 85% до 95% (от объемов 2010 года). Но китайские власти заняли принципиальную позицию и уже заявили, что если ЕС будет взимать плату, то КНР пойдет на аналогичные меры и будет требовать платы за выбросы от европейских компаний, летающих в Китай. Россия тоже категорически против введения квот на выбросы. По приблизительным оценкам, потери российских авиакомпаний от введения квот составят только в 2012 году от 20 до 40 млн. долл., предполагает Воскресенский. «Международная ассоциация воздушного транспорта предлагает создать глобальный рынок квот, но опять же будет ли в итоге найден компромисс, сказать сложно, – отмечает он. – Но если российские компании начнут платить ЕС за выбросы, то эта нагрузка будет переложена на плечи пассажиров: цена авиабилетов вырастет на 5–20 евро».

Эксперт компании БКС Богдан Зыков считает, что европейское решение выглядит вполне целесообразно с точки зрения экологических принципов, но понятна и реакция крупных авиаперевозчиков США и Китая, поскольку сборы могут увеличить затраты на перевозку пассажиров в несколько раз. «Повод для экономической войны есть, но нужно дождаться результатов конференции в Москве, – считает он. – Если контрмеры будут жесткими, то в первую очередь это затронет гражданскую авиацию и конечных потребителей. В будущем это может затронуть и ряд других глобальных экологических соглашений. Экономическая война возможна, но невыгодна ни одной из сторон конфликта».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1707
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1063
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
770
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1050

Другие новости