0
1841
Газета Экономика Интернет-версия

20.02.2012 00:00:00

Перспективы потребления в России – наихудшие из стран БРИКС

Тэги: экономика, потребление, финансы


экономика, потребление, финансы Высокие темпы роста потребительского сектора остаются в прошлом.
Фото Олега Ласточкина (НГ-фото)

Крупнейшие мировые компании потребительского сектора не ожидают значительного увеличения своих доходов в России. Перечисляя страны, где в ближайшие два года возможен бурный рост в торговле, пищепроме и производстве товаров широкого потребления, лишь 6% предпринимателей вспомнили Россию. Это наихудший показатель среди стран БРИКС. В том же опросе США с Канадой, Китай и Бразилию назвали соответственно 44%, 24% и 19% бизнесменов. Такие результаты опроса ведущих мировых компаний опубликовала в конце недели компания KPMG. В качестве основных рисков для бизнеса в нашей стране иностранцы называют политическую и экономическую нестабильность. Российские аналитики считают опасения иностранцев слишком преувеличенными.

Исследование KPMG «Превращение глобальных рисков в возможности» (Turning Global Risk into Opportunity) основано на опросах руководителей финансовых подразделений 350 ведущих мировых компаний розничной торговли, пищевой промышленности и производителей товаров широкого потребления, которые состоялись в декабре 2011 года. Несмотря на прогнозируемый медленный рост в США и Канаде, 43,6% респондентов полагают, что в ближайшие два года именно на рынках этих стран будут существовать оптимальные возможности для роста, а Китай и Бразилия будут занимать соответственно второе (23,6%) и третье (19,1%) места. В пользу России высказались 6,1% респондентов.

«Среди факторов привлекательности российского рынка товаров широкого потребления респонденты называют емкость рынка, потенциал экономического роста, относительную стабильность покупательской способности населения и высокий интерес к новой продукции», – говорит руководитель группы по работе с компаниями потребительского сектора KPMG в России и СНГ Георгий Патарая. По его словам, конкуренция на российском рынке будет только усиливаться». Большинство респондентов из России считают, что рост их выручки в 2012 году в среднем будет соответствовать росту отрасли в целом. При этом падения выручки по сравнению с показателями предыдущего года предприниматели не ожидают. А в качестве основных источников риска для своего бизнеса в России они рассматривают политическую и экономическую нестабильность.

«Скромные оценки России, вероятно, связаны с неверием в возможность модернизации нашей экономики. Поскольку новых источников роста доходов в России не прогнозируется, то объем потребительского рынка будет привязан в основном к ситуации в топливно-энергетическом секторе, где потенциал роста уже исчерпан», – рассуждает гендиректор компании «Развитие» Виктор Кухарский. «Не слишком высокие прогнозируемые темпы роста потребления, на мой взгляд, обусловлены невысокими темпами роста экономики в целом», – признает управляющий активами компании «Агана» Сергей Мурафер.

Но невысокие оценки российских перспектив разделяют далеко не все отечественные экономисты. «В России не так много крупнейших иностранных компаний работает в потребительском секторе, а если и работают, то доля рынка у них не очень большая. При этом, например, крупнейшие российские ритейлеры в 2012 году могут показать темпы роста выручки на уровне 20–30%. Иностранные компании, на мой взгляд, слишком сильно переоценивают политические риски», – рассуждает аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов. «Проводимые за границей опросы в отношении России, как правило, необъективны. Радужные надежды в отношении экономики США скорее всего формируются под влиянием предвыборной политической кампании в США», – отмечает гендиректор компании «Финэкспертиза» Агван Микаелян. «За 2011 год оборот розничной торговли вырос на 7,2% до 19 триллионов рублей. А в 2010 году оборот вырос на 6,3% к 2009 году. Таким образом, мы наблюдаем положительную динамику роста», – напоминает аналитик компании «Русс-инвест» Мария Шишкина. Тем не менее, по ее словам, участники рынка все же отмечают, что потребительская активность снижается.

«Ухудшение макроэкономических условий уже повлияли в 2011 году на показатель среднего чека. Многие крупные ритейлеры не выполнили свои планы по выручке. Зафиксировано снижение посещаемости у сетей ресторанов. На фоне экономических проблем в США и в еврозоне потребитель предпочитает сберегать, а не тратить. Поэтому опасения предпринимателей в части макроэкономических факторов кажутся обоснованными, – отмечает Шишкина. – Если говорить о политических угрозах, то тут, на мой взгляд, западные игроки преувеличивают. Россия уже несколько лет находится в условиях политической стабильности, и вряд ли мартовские выборы в корне что-либо изменят». Но политические риски – это не только угроза национализации. «К политическим рискам можно отнести и риски усиления регулирования сектора, а также возможного повышения налогового бремени на бизнес – ставок страховых взносов, НДС и других налогов, что особенно заметно скажется на ритейле», – возражает аналитик «ТКБ Капитал» Наталья Колупаева.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В России ссылка на "удобство избирателей" с такой целью пока не применялась

0
1670
Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Екатерина Трифонова

Для уголовного преследования и обвинительного приговора не нужно состава преступления

0
1870
Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Арсений Анненков

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

0
1328
Лучше не бывает

Лучше не бывает

Истории о неотвратимых жизненных изменениях

0
965

Другие новости