Владимир Путин встречается с ректорами вузов.
Фото с сайта правительства РФ
Вчера премьер Владимир Путин занимался проблемами вузов. В Белый дом для этого пригласили почти 40 человек. В списке приглашенных оказались не только ректоры ведущих университетов, но и доценты, аспиранты и ассистенты. С их помощью премьер смог составить представление о положении дел в высшей школе и вузовской науке. Премьер порадовал аудиторию известием о намерении повысить студенческие стипендии и зарплаты преподавателей.
На встрече премьер говорил о необходимости повысить стипендии студентам-первокурсникам. Чтобы юноши и девушки могли сосредоточиться на учебе, а не совмещали лекции и семинары с подработкой.
По мнению Путина, молодым людям будет достаточна стипендия на уровне 5 тыс. руб. (сегодня – 1,3 тыс. руб.). Трудно сказать, из чего исходил глава правительства. Не секрет, что цена минимального набора необходимых продуктов давно превысила 8 тыс. руб. Возможно, Путина обнадеживает пример аспирантов, умудряющихся прожить на 5 тыс. руб. Впрочем, низкие доходы аспирантов не должны превращаться в ограничения для индексации стипендий, объявил премьер.
Сложность в том, что в бюджете-2012 мало резервов. Если казна получит дополнительные доходы, то, возможно, стипендии повысят с 1 сентября. Если нет – гарантированно с 1 января 2013 года.
Второе предложение Путина затрагивало интересы преподавательского корпуса, который значительно разросся. В идеале соотношение студентов и преподавателей должно быть таким: на одного преподавателя около 10 студентов. А не так, как сейчас: когда на преподавателя приходится четыре-пять студентов. Премьер призвал ректоров не резать кадры по живому, но плановую чистку все-таки провести и повысить зарплаты сотрудникам. Сегодня эти зарплаты оказались ниже, чем в среднем по экономике. В прошлом году средняя зарплата преподавателя в высшей школе составила немногим более 21,8 тыс. руб., в то время как средняя зарплата по экономике достигла 24 тыс., посетовал Путин. Несправедливость должна быть исправлена незамедлительно. Повышение произойдет с 1 сентября текущего года. Причем вне зависимости от возможностей госбюджета.
Ректор МГУ Виктор Садовничий в долгу не остался. Он рассыпался в благодарностях Путину за неослабное внимание к проблемам вузов. Эта встреча, напомнил Садовничий, четвертая за последние полтора года. Прямой контакт с властью ректору необходим, в частности, чтобы не потерять долю госфинансирования фундаментальной науки в вузах. По ходу дела возник вопрос о зарплатах ректорам. Величина этих самых зарплат, не сопоставимых со средней преподавательской, Путина смущает. Садовничий пояснил, что зарплату ректору устанавливает учредитель. «Фурсенко такой щедрый?» – удивился премьер. Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко сохранил хладнокровие. Тем более что незамедлительно выяснилось – решения принимались его предшественниками. Благодарный Садовничий предложил сделать трудовой договор ректора публичным.
Дальнейшее общение шло в доброжелательном ключе. Путина звали в гости на юбилеи вузов, просили денег на достройку учебных корпусов и общежитий. Премьер был щедр. Не отказывал. Решения принимал с ходу. Например, одарил малые предприятия, созданные при вузах, землей. Задумался о целесообразности прикладного балакавриата. И услышал искомый ответ – реализацию этой задачи нужно осуществлять в союзе вузов и промышленности.
Однако проблемы вузов, преподавателей и студенчества выходят за рамки даже самой широкой дискуссии. Именно это в большей степени беспокоит представителей высшей школы. Бюджетная часть оплаты труда преподавателя ниже всякой критики, говорит и.о. заведующего кафедрой журналистики и связей с общественностью РГСУ (Российского государственного социального университета) Виктория Матанис. «В действительности можно работать в вузе, уже имея научную степень и звание. Молодому специалисту идти преподавать практически бессмысленно. Особенно если у тебя есть семья», – подчеркнула она. Финансирование научных разработок и систему грантов Матанис называет однобокими. В основном финансируются практико-ориентированные разработки, естественные науки. Деньги идут туда, где есть результат. «Однако из этих рамок практически полностью выпадает гуманитарная сфера. Кто будет финансировать философские разработки или литературные изыскания?» – задалась риторическим вопросом она.
«Финансирование высшей школы, на мой взгляд, недостаточное», – отметила доцент кафедры «Связи с общественностью» Государственного университета управления Светлана Гришаева. Нехватка мест в общежитиях приводит к тому, что нет возможности поступать в вузы иногородним. Зарплаты преподавателей очень маленькие, что заставляет их подрабатывать в других местах. Как следствие, не хватает времени на качественную подготовку к занятиям и научную работу. В том числе этим объясняются издержки подготовки специалистов для экономики. «К сожалению, часто существует разрыв между потребностями рынка и теми знаниями, которые получают выпускники вузов. Хотелось бы более тесной связи между работодателями и высшей школой, начиная от запроса на специалистов, формируемого внешней средой. Затем тесная взаимосвязь с внешней средой в период обучения: мастер-классы профессионалов, практика и т.п. Потом помощь в трудоустройстве», – убеждена Гришаева.