Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин знает, как защитить финансовую систему страны.
Фото PhotoXPress.ru
Глава Следственного комитета (СК) Александр Бастрыкин предлагает создать в России финансовую полицию. Ее предшественница – налоговая полиция – была упразднена Владимиром Путиным еще в пору его президентства, в начале 2000-х годов. По замыслу Бастрыкина, новая финансовая полиция должна контролировать не только сбор и уплату налогов, но и государственные расходы. Да и вся финансовая система государства должна охраняться этой полицией, считает Бастрыкин. Наблюдатели увидели в этой инициативе стремление силовиков расширить сферу влияния и получить контроль над госсредствами, которые ранее находились под началом гражданских Минфина и Центробанка. Более того, имеет место конкуренция и внутри самих силовиков, которые занялись перераспределением ресурсов в силовой корпорации, считают эксперты.
Для защиты финансовой системы государства в России не хватает еще одного качественного государственного органа – финансовой полиции. К такому выводу пришел председатель Следственного комитета (СК) Александр Бастрыкин. Вчера на официальном сайте СК он обнародовал статью, в которой рассказал о необходимости создать такой госорган на информационной и кадровой базе Росфинмониторинга. Сделать это можно за счет объединения функций финансовой разведки и оперативно-разыскной деятельности в области противодействия финансовым преступлениям.
Следственный комитет уже не первый раз выступает с идеей создать в России финансовую полицию в рамках реформы законодательства в области противодействия налоговой преступности. Эта тема поднималась еще осенью 2011 года.
Правда, тогда представители СК делали акцент именно на совершенствовании сбора налогов и противодействии фискальным преступлениям. А теперь Бастрыкин предлагает не ограничиваться одной лишь налоговой сферой. Финансовая полиция должна «осуществлять в полном объеме функцию по выявлению и раскрытию преступлений, посягающих на финансовую систему государства». Поэтому в список ее задач войдет также выявление, пресечение и раскрытие преступлений в области расходования бюджетных средств. Финансовая полиция должна при этом напрямую подчиняться президенту или главе правительства.
Силовики пытаются возродить упраздненную в 2003 году налоговую полицию, которая охотилась за неплательщиками налогов. Ликвидация налоговой полиции была инициирована в ту пору президентом РФ Владимиром Путиным. Ее функции передали Министерству внутренних дел (МВД). А Михаил Фрадков, возглавлявший упраздненную Федеральную службу налоговой полиции, получил пост главы правительства. Все эти перестановки делались под эгидой ослабления чиновничьего и бюрократического давления на бизнес.
Сегодня же идея возрождения финансовой силовой структуры снова актуальна. И сторонники этой идеи словно не замечают, что в России сейчас уже действует целый ряд контрольных и ревизионных структур. Среди них Счетная палата (СП), в ее компетенции оценка эффективности и прозрачности бюджетных трат. При выявлении нарушений СП подготавливает и направляет в правоохранительные органы материалы, на основании которых можно заводить уголовное дело. Правда, эти дела заводятся не всегда. Помимо Счетной палаты есть Контрольно-ревизионное управление Минфина, отслеживающее бюджетные процессы. Есть Контрольное управление президента, занимающееся среди прочего экономическими нарушениями. Фискальные вопросы напрямую решает также Федеральная налоговая служба. Главным регулятором финансовой деятельности и денежных потоков является Центробанк.
Юристы, комментируя предложение Бастрыкина, подтверждают: для отечественной финансовой системы контролеров более чем достаточно, поэтому создание нового органа представляется чрезмерной мерой. «Из предложения господина Бастрыкина можно сделать вывод, что Росфинмониторинг в настоящее время не справляется со своими функциями. Так почему же в этом случае его вообще не расформировать? Также непонятны предложения наделить новый орган функциями контроля за расходованием бюджетных средств и подчинить его напрямую президенту или председателю правительства – зачем нам нужна копия Счетной палаты?» – недоумевает юрист практики налогового права юридической группы «Яковлев и Партнеры» Андрей Фелюст.
Неудачный опыт работы налоговой полиции Россия получила еще в середине девяностых. Фото ИТАР-ТАСС |
Юристы нашли свое объяснение желанию СК возродить финансовую полицию. Одним из мотивов может быть низкое качество сбора оперативных материалов, плохое качество расследования и высокая коррупция правоохранительных органов, говорит председатель коллегии адвокатов «ВашЪ Юридический Поверенный» Константин Трапаидзе. Однако, по его мнению, нет никакой гарантии, что создание финансовой полиции решит перечисленные проблемы: «Если брать аналогию с Италией, то там финансовая полиция, наделенная функцией финансовой разведки, является спецслужбой, первоочередная задача которой – национальная безопасность. Ей присущи высокий уровень секретности, практически абсолютная самостоятельность и широкие полномочия. В наших условиях это может обернуться серьезными злоупотреблениями».
«Не исключено, что новая инициатива СК связана с недавними изменениями в фискальной сфере, когда у правоохранительных органов отобрали последнюю возможность возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям по собственной инициативе. Сейчас возбуждение уголовного дела возможно лишь на основе вступившего в силу решения налоговой проверки. В итоге правоохранители лишились огромного куска пирога и, вероятно, пытаются взять реванш», – добавляет Андрей Фелюст.
Примерно так же думают политологи. В период президентства Владимира Путина силовики не имели практически никакого доступа к государственным финансам, контроль за ними и управление бюджетными процессами были предоставлены таким гражданским структурам, как Минфин и Центробанк. Очевидно, что силовики хотят за счет создания финансовой полиции расширить в том числе свою сферу влияния. Но этим дело не ограничивается. «Еще более очевидна конкуренция внутри самих силовиков. Можно говорить о перераспределении ресурсов внутри силовой корпорации. В МВД уже есть управление по борьбе с экономическими преступлениями. И, видимо, существует идея создать некую структуру, которая станет альтернативной этому управлению», – считает замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. По его словам, у Бастрыкина уже есть богатый опыт подобной конкурентной борьбы, который он получил в ходе отделения Следственного комитета от Генеральной прокуратуры. МВД от инициативы СК явно будет не в восторге, добавил эксперт.
Руководитель практики финансовых расследований «ФБК-Право» Александр Сотов привел более простое объяснение мотивов СК. «В соответствии с изменениями, которые были внесены в ст. 151 УПК, возбужденные с 1 января 2012 года дела о налоговых преступлениях относятся к подследственности Следственного комитета. И, вполне возможно, комитет оказался не готов, поскольку до этого соответствующие дела (а значит и кадры, обладающие необходимым опытом) относились к системе МВД. Отсюда – разговоры о необходимости создать новый орган».
Минфин и Счетная палата вчера не смогли прокомментировать идею Бастрыкина.