Греческий премьер Лукас Пападемос обещает перебои с лекарствами, зарплатами и пенсиями в случае дефолта.
Фото Reuters
За европомощь Афинам придется расплатиться суверенитетом. Формальное согласие греческого парламента и правительства с планом жесткой экономии уже не убеждает кредиторов. Европейские чиновники требуют большего: ограничить влияние электората на экономическую политику страны, а также обеспечить евроконтроль за сбором налогов внутри страны и продажей государственной собственности.
«Мы вынуждены выбирать между унижением, которому подвергается наша гордая нация, и еще большим унижением, с которым мы столкнемся, если будем ошибочно полагать, что спасаем свое лицо с помощью решений, которые в социальном плане обойдутся нам гораздо дороже. Время популизма и заблуждений прошло», – цитирует министра финансов Греции Евангелоса Венизелоса служба новостей «Голоса Америки».
Под унижением в Афинах понимают новые требования европейской тройки – МВФ, ЕЦБ и Евросоюза, – которая пытается добиться снижения греческого долга до 120% ВВП хотя бы к 2020 году. На сегодня этот долг достиг 360 млрд. евро, или 160% ВВП.
Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле заявил в пятницу, что запланированные Грецией сокращения бюджета к 2020 году снизят задолженность страны лишь до 136% ВВП, но не до согласованных 120%. Председатель Еврогруппы Жан-Клод Юнкер настаивает, чтобы Афины разработали план дополнительного сокращения расходов на 325 млн. евро.
Европейские чиновники хотят снизить политические риски из-за выборов в греческий парламент, которые должны состояться уже в апреле этого года. После выделения Греции кредита в 130 млрд. евро парламентарии нового состава могут отказаться от программ жесткой экономии. И Евросоюз, разумеется, хотел бы избежать такого сценария. Но гарантия неизменности экономического курса очень похожа на ограничение права влиять на собственную экономическую политику.
Жан-Клод Юнкер сообщил, что объем программы помощи Греции сохранится на уровне 130 млрд. евро, если греческий парламент одобрит предложенные правительством меры экономии. Кроме того, руководители греческих партий должны дать гарантии, что и в будущем они будут поддерживать принятый план экономии.
Ранее правительство Греции и оппозиционные партии договорились о сокращении бюджетных расходов на 3,3 млрд. евро. Но европейские чиновники объявили, что этого недостаточно. Уже в пятницу на саммите министров финансов еврозоны, в работе которого участвовали глава МВФ Кристин Лагард и глава ЕЦБ Марио Драги, Афинам предложили принять более жесткие условия или покинуть зону евро.
На фоне массовых акций протеста правительству Греции удалось заручиться поддержкой со стороны парламента. «Кое-кто говорит, что по сравнению с экономической программой, которая включает болезненные меры, лучше банкротство. Однако те, кто это утверждает, или жестоко ошибаются, или занимается опасной демагогией, – цитирует премьер-министра Греции Лукаса Пападемоса ИТАР-ТАСС. – Неконтролируемое банкротство привело бы нашу страну к катастрофе. Оно создало бы условия неконтролируемого экономического хаоса и социального взрыва». По его словам, в случае дефолта государство не сможет обеспечить работу больниц и школ, а также выплату зарплат и пенсий. «Импорт базовых товаров, таких как лекарства, нефть, техника, стал бы проблематичным, так как государственный и частный сектор страны потеряли бы любой доступ к заимствованиям», – предупреждает премьер-министр. Российские экономисты убеждены, что без крайне болезненных реформ Греция не сможет преодолеть нынешний кризис. «Евросоюз действительно предлагает Греции элементы внешнего управления. Но в этих предложениях есть своя логика. Государственные доходы в Греции составляют сегодня около 40% ВВП, а расходы – почти 50% ВВП. Если греки не способны самостоятельно снизить дефицит, то им нужна внешняя помощь. Сумма европейского кредита слишком велика, и его нельзя выдавать без должных гарантий», – говорит главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков. Но болезненная ликвидация текущего дефицита – это лишь часть проблемы. «Греции нужны структурные реформы - дерегулирование и приватизация. Универсального решения там нет. Реакцию экономики и социальной системы на реформы пока предсказать невозможно. Поэтому Греции придется идти методом проб и ошибок», – считает экономист.