Владимир Путин решает проблемы российского бизнеса.
Фото Reuters
Бизнес, работающий в России, не удовлетворен деловым климатом. Но чиновники, отвечающие за эти вопросы, обещают работать над улучшением делового климата в стране. Налоговые и бюджетные маневры зачастую вместо пользы дают отрицательный результат. Вчера участники XIX съезда РСПП, в числе которых были кандидаты в президенты Владимир Путин и Михаил Прохоров, пытались понять, почему так происходит.
Съезд РСПП открылся в 11 часов – строго по регламенту. К часу дня ждали Владимира Путина с очередным пакетом предвыборных инициатив в поддержку бизнеса. Премьер опаздывал, но и в его отсутствие разгорелась жаркая дискуссия о настоящем и будущем отечественной экономики. Недостатка в инициативах не ощущалось. В частности, глава РСПП Александр Шохин призвал ввести льготы по инвестициям.
«Это может быть и возврат инвестиционной льготы по налогам на прибыль. Это может быть и повышение амортизационной премии. Но без таких базовых вещей трудно рассчитывать на то, что собственно инновационные стимулы, стимулы для инновационных компаний, выведут экономику на инновационный путь развития», – подчеркнул Шохин.
Выступавший позже глава Минфина Антон Силуанов погружаться в эту тему не стал, зато продемонстрировал способность самокритично оценивать решения в налоговой сфере. Он признал, что увеличение фискальной нагрузки, как правило, создает проблемы как для бизнеса, так и для бюджетной системы страны. В качестве примера он привел негативные последствия повышения ставки страховых взносов до 34%. Поступления в бюджет выросли всего на 1% ВВП. При этом регионы понесли существенные потери от снижения собираемости налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Силуанов с трибуны съезда поклялся бизнес-сообществу заниматься наращиванием социальных расходов не за счет повышения налоговой нагрузки. Плюс к этому – сократить налоговый учет, пойдя по пути его сближения с бухгалтерским учетом.
Михаил Прохоров участвовал в работе съезда РСПП сразу в качестве представителя крупного бизнеса и кандидата в президенты. «Если мои мартовские планы реализуются, мне придется переехать сюда, ближе к центру», – прозрачно намекнул он на географическую близость московской гостиницы «Ритц-Карлтон» к Кремлю. На что Шохин заявил, что, как бы ни сложилась в марте политическая карьера кандидата в президенты Прохорова, в планах работы РСПП на лето стоит его – Прохорова – доклад. Зал отреагировал на шутку аплодисментами, а Прохоров – понимающей улыбкой. Но он продолжил выступление в серьезном ключе, развенчав миф о низком уровне налоговой нагрузки в России. Это не так, бизнес платит колоссальный «коррупционный налог», считает Прохоров. Власть провоцирует предпринимателей на уход от налогов. А Трудовой кодекс защищает низкоквалифицированный труд. Те, кто зарабатывает более 65 тыс. руб. в месяц, сегодня платят 53% налогов. При таком подходе планы модернизации экономики останутся мечтами, резюмировал Прохоров.
Недостатка в идеях Прохоров не испытывает. Вчера он предложил снизить с 34 до 25% ставки выплат в страховые фонды. И 10 лет не возвращаться к этому вопросу. Компенсировать выпадающие доходы бюджета он считает возможным путем повышения на 1% налога на доходы богатых людей и отчисления 0,2% от выручки компаний.
Путин своего соперника, уже покинувшего съезд, не услышал. Тем не менее выступление премьера отчасти превратилось в подобие предвыборных дебатов, хотя бы и в заочном формате, поскольку Шохин проинформировал премьера о ходе дискуссии. В ответ премьер заметил, что обещать «все» не будет. Первые одобрительные аплодисменты из зала прозвучали в ответ на предложение премьера ограничить затяжной отдых в январе православным Рождеством. Сэкономленные таким образом выходные дни Путин предложил использовать в другие месяцы. Например, добавить к майским праздникам.
Однако члены РСПП ждали от него не только календарных новаций, но и очередную порцию инициатив правительства по улучшению делового климата. И дождались. Путин с ходу одобрил практику оценки регулирующего воздействия, позволяющую бизнесу браковать на стадии разработки нормативно-правовые акты, ухудшающие ситуацию в экономике, – в 2011 году был отклонен каждый второй документ. Эта процедуру следует распространить на законодательство и подзаконные акты в сфере таможни, а в перспективе – и на налоговое законодательство.
Вторая инициатива – это налоговый маневр для облегчения фискального бремени реального сектора. Премьер пообещал определить размер ключевых налогов и зафиксировать это решение на перспективу. Третий момент – отказ от реконструкции существующих промышленных объектов в пользу строительства новых. Ускорить сроки реализации этих проектов Путин считает возможным за счет сокращения числа разрешительных процедур с 51 сегодня до 7 в будущем. Должны сократиться и сроки согласований – с 423 до 53 дней.
Четвертая инициатива Путина направлена на гуманизацию уголовного законодательства. Она должна исключить возможность самоуправства и произвола следователей. Премьер высказался за ревизию Уголовного кодекса и всей правоприменительной практики в отношении предпринимателей, убрав «зацепки и формальные поводы, позволяющие оказывать давление на бизнес».
Предприниматели инициативы, направленные на улучшение делового и инвестиционного климата, воспринимают с интересом. Но ждут они не слов и обещаний, а реальных шагов в этом направлении. «Бизнес ждет серьезных шагов от властей. Сказано много, в том числе и правильных слов. Но, чтобы сформировать привлекательный инвестиционный климат, привлечь в страну иностранный и выведенный из страны отечественный капитал, нужно начать структурные реформы», – говорит коммерческий директор компании «Шреи лизинг» Александр Бахмацкий.
По его мнению, пока судебная система остается неэффективной и незащищающей частную собственность. О налогах власти говорят лишь в контексте их роста. А административно-чиновничьи барьеры не позволяют развиваться среднему и малому бизнесу. В связи с этим говорить о привлекательном инвестклимате в стране не приходится, подчеркивает Бахмацкий. Со своей стороны, директор компании «АсстрА Рус» Александр Михеев напомнил, что сейчас наглядной характеристикой недостатков нашего инвестклимата является место страны в международном рейтинге инвестиционной привлекательности – Россия там находится во второй сотне. «Спасает то, что российский рынок в силу емкости и перспективности все равно рассматривается зарубежными бизнесменами как перспективный и приоритетный», – отмечает бизнесмен.