На Экономическом форуме в Давосе первый вице-премьер Игорь Шувалов перечислил проблемы в политической системе государства.
Фото Reuters
Вчера в Давосе завершился ежегодный Всемирный экономический форум. Примечательной особенностью прошедшего форума в той его части, которая касалась экономики РФ, стало публичное самобичевание российских чиновников и крупных бизнесменов. Они красноречиво описывали российские политические проблемы, словно позабыв о макроэкономических успехах РФ. Наблюдатели не скрывали удивления «давосскими страданиями» чиновников. В заграничных речах соратников премьера Владимира Путина они увидели признаки отрезвления элит, предвыборные реверансы в сторону иностранных инвесторов и даже конспирологические мотивы либеральных кланов, пытающихся свергнуть существующий режим.
Самым заметным пунктом российской программы Давосского форума можно назвать деловой завтрак, организованный Сбербанком. На нем участники перечислили главные вызовы России, смешав экономические риски с политическими, – это коррупция, чрезмерный государственный сектор, устаревшая политическая система, низкая эффективность властей, электоральная усталость от действующих политических элит, недостаток доверия в обществе, неуважение к правам собственности, недоверие к рыночным механизмам, демографический провал, поляризация общества.
Экс-министр финансов Алексей Кудрин назвал существующую сейчас политическую систему в РФ устаревшей. По его мнению, именно устаревшая политическая система как раз и является главным экономическим вызовом страны. «Мы сейчас в России переживаем интересный момент, который должен ответить на вопрос, можно ли без достаточной политической конкуренции, политических свобод достигнуть эффективного капитализма, рынка, конкуренции», – сказал Кудрин. Помощник президента РФ Аркадий Дворкович рассказал о чрезмерном давлении государства на экономическую жизнь и о коррупции, которая тормозит любое развитие. Продолжил эту линию и первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев. По его словам, нормальную конкуренцию в России сдерживает «некомпетентное вмешательство государства, которое вмешивается отнюдь не в собственные активы». «Проблема наша не в том, что мы не знаем, что делать. Все мы знаем, что делать – от Кремля и до Болотной площади, до самых до окраин, только не делаем почему-то. Давайте делать», – провозгласил Улюкаев. Член совета директоров «Тройки Диалог» Рональд Фримен привел пример такого дела, с которого можно уже сейчас начать улучшать инвестиционный климат в стране, – это экономическая амнистия. Речь идет об амнистии для осужденных за экономические преступления – в первую очередь для фигурантов дела ЮКОСа. Если верить очевидцам, идею Фримена многие в целом поддержали, в том числе первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Шувалов также указал на высокую степень монополизации российской экономики. Монополизация экономики – это порождение избранного властями курса. Шувалов поведал, что правительство не спешит продавать государственные активы. Оно всегда находит повод отложить приватизацию госкомпаний. Одним из таких поводов традиционно становится ссылка на плохое состояние рынка. Снижение доли государства в экономике станет главной политической целью для будущего руководства страны на ближайшие пять-шесть лет, сказал Шувалов. Новое правительство будет вынуждено начать приватизацию. Однако Шувалов тут же впал в противоречие самому себе и сообщил, что на самом деле приватизация активов, намеченная на 2012 год, вполне может быть перенесена на более поздние сроки. По причине все тех же пресловутых неблагоприятных условий на рынке.
Более подробно о плюсах и минусах приватизации рассказал Кудрин. По его мнению, перенос сроков приватизации госактивов страны на один-два года некритичен. Для продажи российских активов надо дождаться более выгодных условий, справедливых, конкурентных цен. Сейчас, по замечанию Кудрина, у инвесторов слишком высока спекулятивная активность: они стремятся скупить активы по дешевке и сбросить их при первом же скачке цен вверх.
Глава Сбербанка Герман Греф готов открыто обсуждать самые острые экономические проблемы. Фото с официального сайта форума |
Но не этого хочет Россия, она стремится привлечь в свои госкомпании не спекулянтов, а стратегических инвесторов, которые повысят качество и эффективность экономики РФ. Доходы же от такой приватизации можно будет вложить в развитие инфраструктуры.
Не обошли российскую экономику своим вниманием также американский экономист Нуриэль Рубини и президент Eurasia Group Ян Бреммер. В кулуарах форума они назвали Россию недостойной членства в составе стран БРИКС (Бразилия, РФ, Индия, Китай, ЮАР). Более чем за 10 лет страна не сделала фактически ничего для решения своих традиционных проблем, озвученных российскими участниками форума. Несмотря на относительно неплохую макроэкономическую ситуацию и сырьевые богатства, Россия проигрывает партнерам по БРИКС. Ее место логичнее отдать Индонезии или Турции, считают иностранные экономисты. Хоть что-то смог противопоставить этому мнению лишь глава ВТБ Андрей Костин. Он уверил участников форума, что, судя по его опыту, иностранные бизнесмены, конечно, критикуют Россию, но в целом оценивают ее как довольно перспективный рынок и от БРИКС не отделяют.
Независимые эксперты были очень удивлены устроенным в Давосе российскими чиновниками плачем по политической системе РФ. Они отметили, что чиновники вольно или невольно подписались в провале тех инициатив, реализация которых была на них возложена. Идея приватизации активов и сокращения государственной монополии потерпела крах, и реанимировать ее удастся, судя по всему, не скоро. Коррупция и непрозрачность принятия решений до сих пор тормозят развитие страны.
Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев увидел в заявлениях участников форума положительный момент. По его словам, российские чиновники, кажется, начали понимать, что политические риски – это действительно значимый фактор, который влияет на экономику РФ. Возможно, происходит некоторое отрезвление элит. Однако Николаев заметил, что Давос был и остается скорее дискуссионной площадкой, чем местом принятия конкретных решений. А это значит, что и российские участники, вернувшись на родину, вполне могут забыть о своих прогрессивных заявлениях.
То, что происходило на российской части форума, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин назвал «хеппенингом ненависти к России, тон на котором задавали именно российские чиновники». Экономист видит в этом признаки заговора либерального клана, который решил свергнуть существующий в РФ режим, разжигая к нему ненависть общественности. Иначе как еще можно объяснить тот факт, что первый вице-премьер открыто критикует политический курс своего непосредственного начальника.
Также в экспертной среде прозвучало мнение, что, возможно, участники форума просто произнесли те слова, которые от них хотели услышать иностранные партнеры. Делалось это с расчетом на то, что инвесторов привлечет не очередной отчет об успехах, а готовность открыто обсуждать те проблемы, которые будет решать новое руководство страны после выборов.
Директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко предположил в своем блоге, что российские чиновники многое произносили с целью показать иностранцам, что они на самом деле «приличные, адекватные люди, которые понимают все проблемы и вызовы, но сделать ничего не могут – система им мешает». Однако чиновники не учли, что они этой системой как раз и являются, резюмирует Алексашенко.