0
1115
Газета Экономика Интернет-версия

25.01.2012 00:00:00

Доброе слово для "Аэрофлота"

Павел Данилин

Об авторе: Павел Викторович Данилин - политолог.

Тэги: аэрофлот


Довольно непривычное для российского рынка событие произошло на заседании президиума правительства России, посвященном проблемам обновления российского авиапарка. Премьер-министр Владимир Путин, оценивая ситуацию в отрасли, специально выделил «Аэрофлот», подчеркнув, что «состояние авиапарка «Аэрофлота» гораздо лучше, чем в среднем по стране: средний износ по России – 16,3 года, а у государственного перевозчика – всего 5 лет».

Публичная похвала со стороны премьера тем приятнее, что звучит она в отношении коммерческих предприятий не так часто. Напротив, на слуху и на памяти «выволочки», которые он делал бизнесменам по разным поводам. Всем запомнилось, как в 2008 году Владимир Путин пообещал прислать доктора Игорю Зюзину, главе компании «Мечел», которая продавала сырье за границу по ценам вдвое ниже внутренних. Акции «Мечела» тут же упали почти на 40%.

Так что высокая оценка деятельности «Аэрофлота» – событие для российского бизнеса знаковое. Нельзя исключать, что это и вовсе смена вектора по отношению к рынку – если раньше Путин чаще подчеркивал недостатки, ставил на вид, теперь он отмечает тех, кого можно и есть за что похвалить. Тем более важно, что премьер выделил государственную компанию (51% акций принадлежит правительству России), которая в конкурентной борьбе обогнала все частные коммерческие предприятия. И это сигнал, на что надо равняться другим участникам рынка.

«Аэрофлоту», впрочем, есть чем гордиться: в прошедшем году компания перевезла более 20 млн. человек. Это почти треть всех российских авиаперевозок (64 млн. пассажиров). Для сравнения: в 2001 году на бортах «Аэрофлота» путешествовали 5,8 млн. человек. Рост в 3,5 раза – более чем значительный.

Основная причина такого успеха заключается как раз в состоянии авиапарка. У «Аэрофлота» на сегодня самый молодой парк не только в России и СНГ, но и во всей Европе. Покупка новых самолетов – часть стратегического плана нового менеджмента компании (с 2009 года генеральный директор компании – Виталий Савельев) по ее развитию, которая вполне себя оправдала. Это и экономичнее, и выгоднее, а также важно для пассажиров: летать на качественных самолетах «Аэрофлота» с хорошо обученными экипажами – престижно.

Не считая дочерних структур под флагами «Аэрофлота» 114 авиалайнеров. В основном это Airbus (серии А320 и А330) и Boeing 767. Однако есть и российские: Ил-96-300 и Sukhoi Superjet 100 (пятый «Суперджет» из первого заказа в 30 самолетов был передан компании 23 января текущего года). До 2020 года компания планирует приобрести в общей сложности 126 российских авиалайнеров. Также заключены контракты с Boeing и Airbus сроками поставки новых моделей 2016 и 2018 годов соответственно.

Исходя из анонсированных и заключенных контрактов понятно, что «Аэрофлот» намерен расширять свое присутствие как на международных рейсах, так и внутри страны. Напомню, что в 1991 году с развалом СССР единственный советский перевозчик также, в свою очередь, распался на несколько сот региональных и локальных компаний, из которых большая часть была и вовсе микроскопической, имея на балансе 1–2 лайнера. Что, конечно, не могло не привести к резкому падению качества авиаперевозок в стране и к росту числа авиационных происшествий и даже катастроф. Тем не менее «Аэрофлот» смог сохранить высокую школу пилотажа – с начала 90-х с самолетами, принадлежащими собственно «Аэрофлоту», не произошло больше ни одной катастрофы.

В этой связи неудивительно, что компания уже прочно стала главным регулярным российским перевозчиком на международных направлениях, а после покупки в прошлом году активов «Ростехнологий» будет существенно наращивать обороты и на внутренних рейсах. Вхождение в состав «Аэрофлота» пяти региональных авиакомпаний – «Владивосток Авиа», «Сахалинские авиатрассы», «Оренбургские авиалинии», «Россия» и «Саратовские авиалинии» в дополнение к «Донавиа» (100-процентная «дочка» с 2007 года) – демонстрирует четкое намерение руководства компании расширяться за счет внутреннего рынка и обеспечивать связанность страны авиаперевозками. Отсюда и потребность в надежной отечественной технике – ближнемагистральных «Суперджетах».

Эта задача несомненно потребует существенных вложений. Но деньги у «Аэрофлота» имеются. После прихода нового руководства компания показала чистую прибыль по РСБУ в 2010 году в размере 12,1 млрд. рублей. В 2011 году по МСФО прибыль за 9 месяцев по сравнению с 2010 годом возросла на 36,6% и составила 383 млн. долл. (11,5 млрд. руб.). Учитывая то, что самый «хлебный» месяц для авиакомпаний – декабрь, можно ожидать, что за весь 2011 год прибыль компании превысит 15 млрд. руб.

Еще немного о цифрах. Стоимость акций компании с 0,63 долл. за акцию в январе 2009 года выросла почти втрое – до 1,61 за акцию в январе текущего года. И это на фоне кризиса, значительных приобретений, вступления России в ВТО (что должно с 2014 года лишить компанию платежей за пролет иностранных самолетов по транссибирским магистралям), а также ввода в действие терминала D в «Шереметьево»! Аналитики рекомендуют покупать акции «Аэрофлота», считая его наиболее быстро растущим авиаперевозчиком в Европе.

Так что очевидно, что похвала премьер-министра Владимира Путина заслуженная. Тем более хочется верить в то, что это не рядовая похвала, а изменение стратегии по отношению к бизнесу. Ставить на вид за очевидные провалы необходимо. Но и хвалить за достижения – тоже нужно. Тем более что это все идет на пользу нашему рынку и на пользу стране в целом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Верховный суд уравнивает граждан по размеру компенсаций

Верховный суд уравнивает граждан по размеру компенсаций

Екатерина Трифонова

Средний размер выплат за моральный вред составляет около 200 тысяч рублей

0
599
Иноагентам обещают заочные судебные процессы

Иноагентам обещают заочные судебные процессы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Отдельным видом преступления против государства станет финансирование диверсий

0
672
Деятельность французского Независимого института философии признана нежелательной в РФ

Деятельность французского Независимого института философии признана нежелательной в РФ

0
461
В МВД сообщили о статистике выдачи статуса репатрианта

В МВД сообщили о статистике выдачи статуса репатрианта

0
367

Другие новости