0
1102
Газета Экономика Интернет-версия

25.01.2012 00:00:00

Доброе слово для "Аэрофлота"

Павел Данилин

Об авторе: Павел Викторович Данилин - политолог.

Тэги: аэрофлот


Довольно непривычное для российского рынка событие произошло на заседании президиума правительства России, посвященном проблемам обновления российского авиапарка. Премьер-министр Владимир Путин, оценивая ситуацию в отрасли, специально выделил «Аэрофлот», подчеркнув, что «состояние авиапарка «Аэрофлота» гораздо лучше, чем в среднем по стране: средний износ по России – 16,3 года, а у государственного перевозчика – всего 5 лет».

Публичная похвала со стороны премьера тем приятнее, что звучит она в отношении коммерческих предприятий не так часто. Напротив, на слуху и на памяти «выволочки», которые он делал бизнесменам по разным поводам. Всем запомнилось, как в 2008 году Владимир Путин пообещал прислать доктора Игорю Зюзину, главе компании «Мечел», которая продавала сырье за границу по ценам вдвое ниже внутренних. Акции «Мечела» тут же упали почти на 40%.

Так что высокая оценка деятельности «Аэрофлота» – событие для российского бизнеса знаковое. Нельзя исключать, что это и вовсе смена вектора по отношению к рынку – если раньше Путин чаще подчеркивал недостатки, ставил на вид, теперь он отмечает тех, кого можно и есть за что похвалить. Тем более важно, что премьер выделил государственную компанию (51% акций принадлежит правительству России), которая в конкурентной борьбе обогнала все частные коммерческие предприятия. И это сигнал, на что надо равняться другим участникам рынка.

«Аэрофлоту», впрочем, есть чем гордиться: в прошедшем году компания перевезла более 20 млн. человек. Это почти треть всех российских авиаперевозок (64 млн. пассажиров). Для сравнения: в 2001 году на бортах «Аэрофлота» путешествовали 5,8 млн. человек. Рост в 3,5 раза – более чем значительный.

Основная причина такого успеха заключается как раз в состоянии авиапарка. У «Аэрофлота» на сегодня самый молодой парк не только в России и СНГ, но и во всей Европе. Покупка новых самолетов – часть стратегического плана нового менеджмента компании (с 2009 года генеральный директор компании – Виталий Савельев) по ее развитию, которая вполне себя оправдала. Это и экономичнее, и выгоднее, а также важно для пассажиров: летать на качественных самолетах «Аэрофлота» с хорошо обученными экипажами – престижно.

Не считая дочерних структур под флагами «Аэрофлота» 114 авиалайнеров. В основном это Airbus (серии А320 и А330) и Boeing 767. Однако есть и российские: Ил-96-300 и Sukhoi Superjet 100 (пятый «Суперджет» из первого заказа в 30 самолетов был передан компании 23 января текущего года). До 2020 года компания планирует приобрести в общей сложности 126 российских авиалайнеров. Также заключены контракты с Boeing и Airbus сроками поставки новых моделей 2016 и 2018 годов соответственно.

Исходя из анонсированных и заключенных контрактов понятно, что «Аэрофлот» намерен расширять свое присутствие как на международных рейсах, так и внутри страны. Напомню, что в 1991 году с развалом СССР единственный советский перевозчик также, в свою очередь, распался на несколько сот региональных и локальных компаний, из которых большая часть была и вовсе микроскопической, имея на балансе 1–2 лайнера. Что, конечно, не могло не привести к резкому падению качества авиаперевозок в стране и к росту числа авиационных происшествий и даже катастроф. Тем не менее «Аэрофлот» смог сохранить высокую школу пилотажа – с начала 90-х с самолетами, принадлежащими собственно «Аэрофлоту», не произошло больше ни одной катастрофы.

В этой связи неудивительно, что компания уже прочно стала главным регулярным российским перевозчиком на международных направлениях, а после покупки в прошлом году активов «Ростехнологий» будет существенно наращивать обороты и на внутренних рейсах. Вхождение в состав «Аэрофлота» пяти региональных авиакомпаний – «Владивосток Авиа», «Сахалинские авиатрассы», «Оренбургские авиалинии», «Россия» и «Саратовские авиалинии» в дополнение к «Донавиа» (100-процентная «дочка» с 2007 года) – демонстрирует четкое намерение руководства компании расширяться за счет внутреннего рынка и обеспечивать связанность страны авиаперевозками. Отсюда и потребность в надежной отечественной технике – ближнемагистральных «Суперджетах».

Эта задача несомненно потребует существенных вложений. Но деньги у «Аэрофлота» имеются. После прихода нового руководства компания показала чистую прибыль по РСБУ в 2010 году в размере 12,1 млрд. рублей. В 2011 году по МСФО прибыль за 9 месяцев по сравнению с 2010 годом возросла на 36,6% и составила 383 млн. долл. (11,5 млрд. руб.). Учитывая то, что самый «хлебный» месяц для авиакомпаний – декабрь, можно ожидать, что за весь 2011 год прибыль компании превысит 15 млрд. руб.

Еще немного о цифрах. Стоимость акций компании с 0,63 долл. за акцию в январе 2009 года выросла почти втрое – до 1,61 за акцию в январе текущего года. И это на фоне кризиса, значительных приобретений, вступления России в ВТО (что должно с 2014 года лишить компанию платежей за пролет иностранных самолетов по транссибирским магистралям), а также ввода в действие терминала D в «Шереметьево»! Аналитики рекомендуют покупать акции «Аэрофлота», считая его наиболее быстро растущим авиаперевозчиком в Европе.

Так что очевидно, что похвала премьер-министра Владимира Путина заслуженная. Тем более хочется верить в то, что это не рядовая похвала, а изменение стратегии по отношению к бизнесу. Ставить на вид за очевидные провалы необходимо. Но и хвалить за достижения – тоже нужно. Тем более что это все идет на пользу нашему рынку и на пользу стране в целом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ уже тесно в политконсенсусе

КПРФ уже тесно в политконсенсусе

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единение с властью ради СВО для левых стало смирительной рубашкой

0
1290
Партия Миронова борется за второй тур

Партия Миронова борется за второй тур

Иван Родин

Выборы в Госдуму по одномандатным округам начали беспокоить оппозицию

0
1304
Кассационные суды немного приподнялись над системой

Кассационные суды немного приподнялись над системой

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон сохраняется в условиях неизменности кадровой политики

0
1200
Что может выиграть Россия от сценариев двуполярности или многополярности

Что может выиграть Россия от сценариев двуполярности или многополярности

Михаил Сергеев

На Западе и в РФ не уверены в способности Китая стать вторым центром доминирования

0
1972

Другие новости