Оптимизма российским гражданам прибавляют самые разные напитки.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
Уровень экономического оптимизма населения остается одним из самых низких в группе развивающихся экономик, куда входят страны БРИК, а также Турция, Египет, Саудовская Аравия и Индонезия. Как свидетельствуют опубликованные вчера данные исследования институтом Credit Suisse Research Institute (CSRI), лишь около 20% наших граждан уверенно смотрят в будущее. Среди бразильцев оптимистов почти 60%. При этом в РФ сохраняется один из самых высоких уровней потребления алкоголя.
Согласно данным ежегодно проводимых опросов, фиксирующих потребительские настроения на ближайшие 12 месяцев, в России лишь около 20% граждан надеются на улучшение своего финансового положения в ближайшие полгода, что примерно втрое меньше, чем в Бразилии.
Между тем еще год назад количество оптимистов в РФ было выше – около 24%. Исследование проводилось в России, Китае, Индии, Бразилии (БРИК), а также в Турции, Саудовской Аравии, Египте и Индонезии. Было проведено свыше 14 тыс. интервью в восьми странах с суммарным населением свыше 3,5 млрд. человек. В отчете CSRI Россия названа самым слабым кирпичом в стене (здесь обыгрывается аббревиатура BRIC – «кирпич»).
Слабость российской экономики эксперты CSRI видят не только в низком уровне потребительского оптимизма, но и в низком уровне накоплений. Уровень накоплений в России снизился за последний год с 14 до 9% от индивидуального ежемесячного дохода. Денежные накопления – удел богатых, а в России по-прежнему сохраняется значительное неравенство в доходах – пишут авторы отчета.
Кроме того, опрос показал, что в России по-прежнему сохраняется один из самых высоких уровней потребления алкогольных напитков. «Популярность пива в России сопоставима с Китаем и Бразилией, однако потребление крепких алкогольных напитков на сегодняшний день является самым высоким», – говорится в материалах исследования. Около 66% российских респондентов покупали пиво за последние три месяца и 49% опрошенных покупали за этот же период крепкие алкогольные напитки.
По мнению опрошенных «НГ» аналитиков, наше население, хоть и привыкло к разного рода кризисам, настроено традиционно пессимистично. Так, аналитик агентства «Инвесткафе» Антон Сафонов считает, что слабая потребительская уверенность в России связана с тем, что население сейчас находится в ожидании повторения кризисного времени вместе с высоким уровнем инфляции. Которая, хоть и снижается, остается довольно высокой, тем более потребительская. «Реальные доходы населения могут упасть, поэтому потребители опасаются снижения уровня накоплений, – уточняет он. – К тому же существует опасность новой волны банкротств и роста безработицы в стране». «Улучшиться показатель оптимизма может только в случае снижения инфляции, а также стабильных темпов экономического роста», – считает Сафонов.
В свою очередь, эксперт компании БКС Богдан Зыков говорит о том, что объяснять низкий уровень оптимизма, который из года в год демонстрируют российские граждане, можно по-разному. «Первое, что приходит в голову, – это холодный климат, – считает он. – Если сравнивать Россию с Бразилией, Индией и Китаем, то налицо более северное расположение страны, что, вероятно, сказывается и на менталитете ее граждан. Этот же фактор, возможно, влияет и на культуру потребления алкоголя».
Впрочем, есть и более материальные объяснения, уточняет аналитик. В частности, экономическое и политическое развитие в стране. «Исправить ситуацию можно только комплексно, улучшая инфраструктуру, делая налоговые послабления, борясь с коррупцией, проводя судебную и политические реформы – одним словом, улучшая жизнь в России», – уверен он.
Какого изменения материального положения вы ожидаете в ближайшие полгода, доля ответов в % | |||
Страна | Улучшится | Не изменится | Ухудшится |
Россия | 24 | 67 | 8 |
Бразилия | 58 | 37 | 5 |
Индия | 43 | 50 | 7 |
Китай | 40 | 51 | 9 |
Саудовская Аравия | 36 | 60 | 4 |
Индонезия | 34 | 63 | 3 |
Египет | 25 | 51 | 24 |
Турция | 16 | 72 | 12 |
Источник: Credit Suisse Research Institute |