История развития кризиса 2008 года до сих пор находится в центре внимания.
Постер к фильму «Кризис-2008. Спасти Россию»
Во вторник в вечерней программе телеканал «Россия 1» показал фильм «Кризис-2008. Спасти Россию», главным героем которого стал премьер Владимир Путин. Председатель правительства раскрыл некоторые секреты принятия антикризисных решений, оценил их эффективность и полезность для страны. Премьер признал, что восстановление экономики происходит не так быстро, как рассчитывали.
«Мы восстановили нашу экономику до двух третей от объемов докризисного уровня. У нас и курс рубля стабилизируется, и золотовалютные резервы начали расти. Нужно добиваться большего темпа роста. Увеличивая темпы роста экономики, нужно добиваться следующих горизонтов. Но делать это нужно на новой экономической базе и развивая так называемую новую, инновационную экономику», – заявил Владимир Путин в фильме «Кризис-2008. Спасти Россию», вышедшем в эфир во вторник вечером на телеканале «Россия 1» в рубрике «Познавательные программы». Премьер не без гордости также сообщил, что власти в период кризиса не совершили серьезных просчетов. «Я, кстати, не думаю, что в период кризиса мы совершили какие-то заметные ошибки», – сказал Путин, тут же оговорившись, что, по его мнению, иногда лучше все же совершить ошибку, но не уклоняться от ответственности.
В качестве примера правильного действия Путин привел решение вопросов, связанных с девальвацией национальной валюты и снижением курса рубля. Осенью 2008 года перед правительством стоял вопрос: «Делать это в один удар или делать плавно и постепенно?» «С точки зрения сохранения тех же золотовалютных резервов страны лучше было бы сделать в один удар. Вот это было непростым решением. Тем не менее в конечном итоге мы приняли решение о том, чтобы это делать постепенно, плавно», – пояснил премьер.
По его словам, власти сознательно пошли на потерю части золотовалютных резервов. Зато это позволило финансовым учреждениям, предприятиям реального сектора экономики и гражданам «приготовиться, сориентироваться в изменяющейся ситуации и минимизировать свои потери», сказал Путин. Если бы девальвация национальной валюты была проведена одномоментно, то банки и промышленные предприятия были бы поставлены в исключительно сложное положение.
Доводы премьера с телеэкрана звучали вполне убедительно. Однако не развеяли сомнения экспертов в эффективности антикризисной программы правительства, а также безальтернативности предпринятых на тот момент шагов по спасению экономики. Вопросы возникли, например, в связи с заявлением Путина о восстановлении отечественной экономики на уровне двух третей от докризисных показателей. Можно вспомнить, что весной прошлого года из его уст звучали куда более оптимистичные прогнозы. Например, в мае он утверждал, что экономика России выйдет на докризисный уровень в конце 2011 – начале 2012 года.
«Есть все основания полагать, что уже в конце этого года – начале 2012 года объем экономики восстановится до докризисного уровня»,– говорил премьер на заседании комиссии по бюджетным проектировкам. При этом Путин напомнил, что первоначально правительство рассчитывало достичь этого показателя в середине или конце 2012 года. Теперь выясняется, что его майские ожидания оказались, мягко говоря, завышенными.
Главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков убежден, что пытаться сопоставлять нынешнюю экономику России с докризисной – занятие «абсолютно бессмысленное». В 2007–2008 годах она была перегрета кредитами. Это касается и роста ВВП, и объемов потребления. Аналогичная картина наблюдалась на тот момент почти во всех ведущих мировых экономиках, и «в российской – разве что в меньшей степени». Нормальный рост обозначился в 2009 году, когда наша экономика нащупала дно кризиса. С тех пор, считает Гавриленков, идет здоровый рост.
Эксперт готов оспорить и тезис премьера об отсутствии кардинальных ошибок в антикризисных действиях правительства. По его мнению, в 2009–2010 годах правительство необоснованно сохраняло на высоком уровне госрасходы. Именно это поддерживало повышенный инфляционный фон, дезориентируя реальный сектор экономики. Накачку банковского сектора ликвидностью в размере до 2,5 трлн. руб. в качестве одной из основных антикризисных мер Гавриленков назвал избыточной – банки в течение нескольких месяцев играли этими финансовыми ресурсами против рубля. Предприятия же не получали доступа к кредитам, что породило рост доли плохих долгов. В результате российской экономике не удалось избежать рецессии в отличие, например, от Казахстана, где национальную валюту девальвировали за один прием, напомнил Гавриленков.
В свою очередь, начальник департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев считает, что премьеру как главному претенденту на победу в президентских выборах-2012 не хватает самокритичности. И этот факт не может не тревожить. Ведь только честный анализ может спасти от повторения ошибок. Что касается слов Путина относительно восстановления экономики на уровне двух третей от докризисного, то, по мнению эксперта, премьер, вероятно, взял для сравнения не один ВВП, а группу экономических показателей. И многие из них действительно еще не вышли на прежние рубежи. Плюс к этому – новый фактор в виде политических рисков. «Поэтому, анализируя качественный характер состояния российской экономики, поневоле задаешься вопросом, насколько она в действительности восстановилась после кризиса», – говорит Николаев.