«Газпрому» и «Нафтогазу» предстоят долгие игры на газовой трубе.
Фото UPG/PhotoXPress.ru
Вчера в Москве прошел очередной раунд российско-украинских газовых переговоров, которые уже много месяцев протекают безрезультатно. Киев требует снизить цены на закупаемый российский газ, а Москва готова пойти навстречу только в обмен на получение контроля за газотранспортной системой (ГТС) Украины. При этом Киев готов разорвать обременительный контракт с «Газпромом» через суд. Между тем, демонстрируя непримиримость к Украине, «Газпром» проявляет куда большую лояльность к европейским партнерам. И вчера объявил о ценовых уступках импортерам в Евросоюзе.
Камнем преткновения стал вопрос создания газотранспортного консорциума на базе украинской ГТС. Украина заявляет о желании поделить все на троих, где ее доля будет составлять 34%, России и европейских партнеров – 33%. Однако такой дележ не устраивает Москву, которая настаивает как минимум на 50-процентной доле. Со стороны «Газпрома» поступало предложение выкупить ГТС за 4 млрд. долл., однако украинская сторона отказалась вести переговоры о продаже.
В Киеве надеялись, что цена на российский газ для Украины в случае успешного завершения переговоров с Москвой может составить около 224 долл. за тысячу кубометров. То есть почти вдвое меньше запланированных 416 долл., заложенных в том числе и в бюджет страны. Однако пока переговоры зашли в тупик и Украина готовится к сокращению поставок газа из России на 25 млрд. кубометров в год. Впрочем, это чревато разрывом соглашений с «Газпромом» в судебном порядке.
В этой ситуации обе стороны ведут себя довольно комично. Премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что при действующих ценах на газ для отопления целесообразнее использовать уголь, избегая обсуждения затрат на переоборудование газовых станций в угольные. В свою очередь, глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что «если, как можно услышать на Украине, ГТС – это историческое сокровище, то, по-видимому, ее место в музее».
На фоне этого противостояния «Газпром» совершенно спокойно договаривается со своими западными партнерами. Вчера экспортер природного газа – компания «Газпром экспорт» – достигла договоренности и подписала с несколькими крупными европейскими покупателями документы, которые предусматривают адаптацию цены газа, закупаемого по долгосрочным контрактам, к меняющимся рыночным условиям в странах ЕС. Как сообщил Интерфакс, подписаны соглашения с германской Wingas, французской GDF Suez, итальянской Sinergie Italiane, словацкой SPP и австрийской Econgas.
Как отмечает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, 50% украинской ГТС – это минимальный уровень влияния, за который «Газпром» будет бороться до последнего. «При этом у нашего газового монополиста положение затруднительное – без украинского транзита он не сможет исполнить свои европейские контракты», – отмечает эксперт. В этой связи, по мнению Крутихина, с Киевом необходимо договариваться и проявлять гибкость в ценовой политике – так же, как это происходило в прошлом году с Турцией, Германией и Италией. «Впрочем, вряд ли последние переговоры приведут к какому-то результату», – сетует аналитик.
В свою очередь, директор департамента компании «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Александр Шток отмечает, что какой-либо прогресс в газовых переговорах РФ и Украины без решения вопроса о ГТС сегодня вряд ли возможен. «Украина теоретически может предложить России в обмен на снижение цен на газ варианты развития сотрудничества в атомной энергетике или, например, самолетостроении. Но вряд ли за счет этого Киеву удастся получить значительную скидку на топливо. Между тем Украина рассчитывает на скидку почти в 40%, – отмечает он. – В то же время к новой газовой войне стороны не готовы. Поэтому поиск компромисса будет продолжаться. Но время пока играет на Россию. Отказаться от российского газа Украина вряд ли сможет, а снижение цен на газ нужно ей именно сейчас».
Кроме того, «Газпром» активно продвигает обходной маршрут – «Южный поток», – тогда как транспортная сеть Украины изнашивается. «Самостоятельно модернизацию ГТС Киев не потянет, да и с европейскими инвесторами нет определенности. Единственный вариант сохранить и газовые потоки, и саму ГТС – это сотрудничество с Россией», – уверен Шток.