Фото Reuters
Одним из главных экономических событий 2011 года можно считать крутой разворот бюджетной политики российского государства. Никогда раньше правительство РФ не планировало столь явного и резкого снижения финансирования социальных программ и столь стремительного наращивания госрасходов на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность.
Чиновники, как и прежде, настаивают на том, что в России расходы на образование, здравоохранение, культуру, жилищно-коммунальную сферу и пенсионную систему велики, иногда даже слишком. Однако на самом деле доля социальных расходов государства в ближайшие три года будет резко снижена, и пропорционально этому снижению возрастет финансирование обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности. Такая смена приоритетов зафиксирована в бюджете на 2012–2014 годы. Напомним, правительство РФ по инициативе президента Дмитрия Медведева утвердило объемы финансирования оборонки до 2020 года, и именно эти расходы являются приоритетными. («20 триллионов рублей – гособоронзаказ до 2020 года плюс 3 триллиона рублей на переоборудование, переоснащение оборонно-промышленного комплекса», – уточнил в начале ноября сумму премьер-министр Владимир Путин.)
Разобраться в тысячах страниц бюджета рядовому гражданину практически невозможно. Некоторые эксперты уверены, что анализ структуры бюджетных трат не по зубам даже профи. К примеру, на это указали в Институте экономической политики Е. Гайдара (ИЭП): «Кроме сумм общих доходов и расходов – для 2012 года это 11 799,9 млрд. и 12 656,4 млрд. руб. соответственно – назвать что-либо уверенно невозможно в принципе».
Бюджет в его окончательном виде непрозрачен, обнародованию подлежит только открытая часть. Но есть еще секретная часть, и она не раз подвергалась изменениям. В ИЭП считают: секретная часть расходов в бюджете на 2012–2014 годы постепенно выросла на 11 млрд. руб., «и скорее всего эта сумма была перераспределена в пользу гособоронзаказа». Но делать окончательные выводы из закона о бюджете – все же опрометчиво. Потому что сам факт наличия секретных расходов в большинстве разделов бюджета исключает его корректный анализ. И многие экономисты не всегда это учитывают, резюмируют в ИЭП.
Тем не менее часть экспертного сообщества взяла на себя смелость оценить структуру бюджета. И даже такой «некорректный анализ» был показательным. В Институте проблем глобализации увидели, что в бюджете «сокращаются расходы на культуру, спорт, межбюджетные трансферты; расходы на ЖКХ падают более чем на 40%». Финансирование здравоохранения и образования увеличивалось перед выборами, но затем произойдет сворачивание господдержки этих сфер. При этом ответственность перебрасывается на регионы, финансовые ресурсы которых осознанно сокращаются. Главный приоритет бюджета – расходы на безопасность и правоохранительную деятельность. «Они увеличиваются почти в полтора раза, в первую очередь за счет расходов на полицию». Социальные расходы, по данным аналитиков ФБК, уменьшаются в те же полтора раза.
Военно-охранительный маневр бюджета заметили и в Институте современного развития (ИнСоР). Там сослались на розданные для анализа правительственные материалы. Согласно правительственным планам, расходы на образование сокращаются с 4% ВВП в бюджете-2011 до 3,6% ВВП в 2014 году. Бюджетные расходы на здравоохранение в течение четырех лет будут сокращены с 3,9% ВВП до 3,4% ВВП. Финансирование ЖКХ сократится с 2% ВВП в 2011 году до 1,5% ВВП в 2012-м. А расходы на национальную оборону увеличиваются с 2,9% ВВП в 2011 году до 3,8% ВВП в 2014 году. Экономисты увидели в этом антисоциальную направленность бюджета и резюмировали, что в своем стремлении неявно урезать социальные траты Россия нисколько не отличается от Греции, Великобритании или Ирландии. Разница в другом. Об уровне социальных гарантий этих стран России остается только мечтать. И Россия не переживает, как Европа, долговой кризис, ее золотовалютные запасы – третьи по величине в мире, экономику подпитывают все еще обильные сырьевые доходы. Примечательно, что во всей этой истории не обошлось без элементов шпионского детектива: попавшие в руки экономистов из ИнСоРа правительственные материалы потом бесследно исчезли из свободного доступа.
Не случайно после публикации бюджета многие экономисты задались вопросом: «Есть ли жизнь после выборов?» Именно мартовские выборы президента РФ могут стать той отправной точкой, после которой власти, уже ничего не стесняясь, начнут проводить в жизнь непопулярные реформы и менять курс страны. России предстоят нелегкие времена. На фоне арабских политических потрясений и европейской экономической нестабильности власти РФ решили заняться безопасностью, предчувствуя неладное. Масло в огонь подлили парламентские выборы и последовавшие после них массовые социальные выступления. Власть уходит в глухую оборону как от внешних, так и от внутренних нарушителей ее стабильности.
Сокращение расходов на образование, здравоохранение, культуру и ЖКХ до 2014 года, % от суммарных расходов федерального бюджета | |||
Статьи расходов | 2009 г. | 2011 г. | 2014 г. |
Национальная оборона | 12,3 | 13,9 | 18,8 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 10,4 | 11,3 | 14,2 |
Национальная экономика | 17,1 | 16,2 | 11,3 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 1,6 | 2,1 | 0,5 |
Образование | 4,3 | 5,1 | 3,4 |
Культура, кинематография | 1,2 | 0,8 | 0,6 |
Здравоохранение | 3,6 | 4,6 | 3,2 |
Межбюджетные трансферты субъектам РФ и муниципалитетам | 37,2 | 5,7 | 3,4 |
Источник: данные Минфина и расчеты компании ФБК |