Для технического осмотра по новым правилам готовы еще не все документы.
Фото РИА Новости
С 1 января 2012 года функции регулятора техосмотра (ТО) перейдут из государственных рук в частные – от ГИБДД к автостраховщикам. В последние недели уходящего года по этому поводу в среде автомобилистов возникли тревожные ожидания. У Российского союза автостраховщиков (РСА) пока нет новых бланков о прохождении ТО, а количество старых талонов в запасах МВД ограничено. А без документа, подтверждающего прохождение техосмотра, нельзя оформить полис ОСАГО, без которого эксплуатация автомобиля категорически запрещена. И рынок замер в ожидании катастрофы.
До нового года всего пять дней, а полной ясности, как будет организован техосмотр автомобильного транспорта и будет ли он вообще организован, до сих пор нет. Дело в том, что нас ждет смутное время, называемое переходным. Согласно новому закону, в течение двух лет заниматься техосмотром могут и частные структуры, и подразделения ГИБДД. Впрочем, к 2014 году с полицейских окончательно снимут эту функцию.
РСА продолжает формировать общероссийский список операторов техосмотра – в реестре на вчерашний день значились 1178. Это те пункты, которые раньше предоставляли услуги по техосмотру на основе договора с МВД России. Начальник управления методологии страхования РСА Михаил Порватов прогнозирует, что в общей сложности их должно быть около 2 тыс. Кроме того, в будущем на рынке появится еще примерно 3 тыс. операторов техосмотра. Их аккредитацию, согласно закону, РСА начнет с 1 января 2012 года.
Форма нового талона о прохождении ТО уже утверждена, и Гознак обещает в нужном количестве отпечатать эти талоны. Первая партия новых талонов – 10 млн. штук. Но, чтобы не возникло нехватки талонов в первые месяцы 2012 года, постановлением правительства предусмотрено обеспечение операторов старыми бланками талонов ТО на первый квартал 2012 года. По словам Порватова, таких талонов в запасах у ГИБДД около 9 млн. штук. Их и будут использовать в январе, а затем подвезут новые.
Есть должок и за МВД – создать единую информационную базу техосмотра. Такой базы пока нет. Впрочем, заверил Порватов, интересы рядовых автовладельцев это не затронет.
Впрочем, количественные показатели, которыми оперирует РСА, не убеждают автовладельцев в том, что их жизнь станет легче, а процедура техосмотра будет избавлена от полуночных очередей, коррупции, элементарной нервотрепки. Несколько недель назад мой знакомый страховщик настоятельно рекомендовал «похоронить» действующий полис ОСАГО и приобрести новый. Согласно мораторию на прохождение техосмотра, новый договор должен был избавить меня от необходимости заниматься этой проблемой до декабря 2012 года. От предложения «похоронить» полис ОСАГО я отказался. И как выяснилось, зря. Хотя Минфин, МВД и РСА убеждают граждан в перспективах беспрепятственно пройти ТО, у автовладельцев другое мнение на этот счет. В способность государственных, а теперь и частных структур оперативно решать проблемы автовладельцы почему-то не верят. Многие автовладельцы, полис ОСАГО у которых кончается в первом квартале 2012 года, сочли за благо оформить новый уже в декабре 2011 года, чтобы избавить себя от риска остаться «безлошадными» по милости нерасторопных страховщиков. Напомним, езда без полиса будет караться чрезвычайно строго – в таких случаях машину отправят на штрафстоянку.
В качестве альтернативного варианта РСА предложила страховым компаниям требовать от автомобилистов не талон, а справку о прохождении техосмотра. На ее основании страховым компаниям предлагалось оформлять новые полисы ОСАГО. Однако для этого надо не только разработать бланки справок и обеспечить ими всех участников рынка от Чукотки до Калининграда. Физически это уже невозможно успеть сделать до конца года.
РСА, видимо, предвидя сложности с началом техосмотра, пожертвовала новогодними каникулами своих сотрудников. По данным «НГ», сотрудники РСА выйдут на работу уже 2 января. Хотя в этот день массового наплыва желающих пройти техосмотр явно не предвидится, но заниматься разрешением единичных конфликтов. скорее всего, придется. Впрочем, не от одних страховщиков сегодня зависит успех или провал нового дела. Администрации регионов, например, должны установить предельный размер цен на прохождение техосмотра. Федеральная служба по тарифам разработала методику расчета. Но регионы своих выкладок в РСА не представили.
Передача техосмотра из государственных рук в частные не обязательно будет сопровождаться ростом расходов автовладельцев. Например, в южных районах Хабаровского края цена ТО снизится с 654 до 440 руб. благодаря сокращению норматива времени на прохождение техосмотра легкового автомобиля с 42 до 30 минут и отмене НДС и госпошлины на этот вид деятельности.
Из неприятных новостей – очереди на пунктах техосмотра в обозримом будущем едва ли удастся ликвидировать. Не спасет от этой напасти и система предварительной записи через Интернет. 2 тыс. пунктов техосмотра, на которые рассчитывает РСА, физически не в состоянии «переварить» почти 40 млн. автомобилей, составляющих сегодня автопарк страны. В лучшем случае – чуть более половины. Это значит, что остальные пойдут другими путями, а кто-то по прежним схемам – коррупционным. Вот только цена вопроса скорее всего существенно вырастет, сообразно ужесточению наказания за отсутствие техосмотра.