Замминистра финансов РФ Сергей Сторчак размышляет о перспективах возврата кипрского кредита.
Фото РИА Новости
Россия намерена выделить Кипру щедрый кредит на щадящих условиях. Речь идет о 2,5 млрд. евро на срок до пяти лет под 4,5% годовых с возможностью досрочного погашения без дополнительных санкций. Об этом стало известно в конце прошлой недели. Похоже, что финансовая стабильность Кипра гораздо сильнее волнует российских олигархов и бюрократию, нежели европейских чиновников. Выдача кипрского кредита почти повторяет недавнюю историю с государственным кредитом Исландии, который должен был спасти застрявшие в исландских банках деньги авторитетных российских предпринимателей.
Россия решила выделить Кипру кредит на 2,5 млрд. евро. Об этом стало известно в пятницу. Министр финансов Кипра Кикис Казамиас и замминистра финансов РФ Сергей Сторчак подписали соглашение о займе.
Первый транш кредита, объем которого составит примерно 590 млн. евро, будет перечислен до 31 декабря 2011 года.
Сумма в 2,5 млрд. евро превышает 10% ВВП Кипра. Республика запланировала взять кредит на срок до пяти лет под 4,5% годовых с возможностью досрочного погашения без каких-либо дополнительных санкций. Экономика Кипра находится в крайне затруднительном положении. Власти страны уже давно начали обсуждать необходимость финансовой помощи извне.
Как замечают наблюдатели, на фоне еврокризиса шатким становится положение даже не столько всей кипрской экономики, сколько находящихся на Кипре холдинговых структур российских компаний. Примерно 15% ВВП Кипра генерируются финансовыми операциями иностранных – прежде всего российских – компаний. Кипр является для них своеобразным казначейским островом – не хранилищем денег, а расчетным центром. Именно поэтому Кипр и запросил кредит у РФ.
Ситуация с кипрским кредитом напоминает историю государственного кредита Исландии, которая запросила помощи во время кризиса-2008. Россия, несмотря на собственные проблемы, вызвалась помочь своему особому партнеру объемным кредитом в 4 млрд. долл. Экс-министр финансов Алексей Кудрин тогда позитивно отнесся к заявке Исландии на кредит. Однако спустя девять месяцев обсуждаемая сумма займа сократилась до 500 млн. долл. Как уточняли в Минфине РФ, одна из причин такого сокращения – членство Исландии в НАТО. Масштабный кредит от Москвы члену НАТО был бы скандалом. Более того, Исландия к тому времени уже получила 2,5 млрд. долл. от cкандинавских стран и 2 млрд. долл. от Международного валютного фонда. Осенью 2009 года стало понятно, что министры финансов РФ и Исландии не могут договориться о кредите. Российский Минфин вспомнил, что ему нужно сдерживать рост госрасходов.
Столь странную историю с благотворительностью во время кризиса и с переменчивым настроением российских властей наблюдатели тогда объясняли наличием у бюрократии тайных мотивов. Не столько спасение исландских банков волновало Москву, сколько благополучие частных российских капиталов, которые там размещались. Российские и датские журналисты проводили расследования и публиковали целые серии заметок о том, в каких связях находились российские государственные корпорации, компании крупного бизнеса, а также самые первые лица страны с исландскими банками, финансистами и предпринимателями. В исландском налоговом раю оказались, по версии журналистов, многие фигуранты российского списка Fоrbes. В 2008 году из-за проблем с исландскими банками российские олигархи, по предположению наблюдателей, могли потерять около 20 млрд. долл.
Теперь, по мнению экспертов «НГ», то же самое происходит с кипрским кредитом. «Кипр занимает лидирующее место среди стран, которые инвестируют в экономику РФ. Мы прекрасно понимаем, что это наши люди инвестируют деньги в нашу же экономику. Поэтому, выделяя кредит Кипру, Россия создает условия, которые гарантируют спокойствие для укрытых на острове капиталов», – объясняет директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.
Кипр – проблемная экономика, которая тесно связана с еще более проблемной экономикой Греции. По данным ЦРУ, бюджетный дефицит Кипра составил в 2010 году 5,3% ВВП и продолжает нарастать. Приемлемым для европейских экономик считается бюджетный дефицит на уровне не более 3% ВВП. Уровень госдолга тоже растет, в 2010 году он достиг почти 61% ВВП. Пока что на фоне других стран это не самый плохой показатель. Однако, согласно Маастрихтскому соглашению, суверенный госдолг не должен превышать 60% ВВП. Нестабильность в еврозоне и нарастающие риски могут вынудить кипрское правительство пойти на ужесточение налоговой политики и отмену офшорных льгот для иностранного бизнеса. Российская сторона хочет этого меньше всего.
Хотя Кипр и входит в еврозону (за исключением Турецкой Республики Северного Кипра), он не имеет практически никакого значения для европейской экономики, продолжает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Но Кипр исключительно важен для экономики РФ. «Значительная часть крупного российского бизнеса управляется именно через кипрские офшоры, – описывает схему Делягин. – Допустим, у вас есть офшорная фирма в Гибралтаре. Счет этой фирмы находится в кипрском банке. И если кипрские банки рухнут, то вы останетесь без денег. Поэтому, спасая свои офшорные активы, владельцы России выделяют смешные по их меркам деньги на поддержку кипрской экономики. Хотя для поддержания самой российской экономики они не готовы выделять даже куда меньшие суммы».
Кипр является комфортной территорией с точки зрения законодательства. Местные власти находятся в партнерских отношениях с российской бюрократией. Например, Кипр практически беспрепятственно – за редкими исключениями – выдает российской юстиции тех, против кого российская бюрократия имеет хоть сколько-нибудь правдоподобные обвинения.
В случае серьезных потрясений еврозоны Россия вряд ли вернет назад свои средства. «Если в еврозоне случится череда дефолтов, весьма вероятно, что вернуть выданный Россией кредит будет невозможно. Вероятность невозврата можно оценить в 20–30%», – считает Николаев. «Если в еврозоне произойдут серьезные потрясения, России придется давать Кипру еще и еще. В еврозоне никто не будет спасать Кипр. А для российской бюрократии это принципиально важный вопрос», – резюмирует Делягин.