Выступление Дмитрия Медведева вызвало неподдельный интерес.
Фото Reuters
Политическая часть президентского Послания была революционной, чего нельзя сказать о его экономических тезисах. Дмитрий Медведев предупредил вчера, что глобальная депрессия, вероятно, продлится много лет и России следует готовиться к тяжелым временам в мировой экономике. Однако принципиально новых антикризисных рецептов Медведев не предложил, что вполне объяснимо в его нынешнем положении уходящего президента. Основные тезисы Послания российские экономисты считают вполне логичными и разумными: они находятся в русле уже проводимой политики.
«Впереди действительно непростые времена. Глобальная депрессия может продлиться несколько лет, а конкуренция за умы, за идеи, за ресурсы будет только обостряться, и мы – в эпицентре этой конкуренции. Но даже в этих сложнейших условиях у нас нет права останавливаться в развитии», – сформулировал экономические перспективы вчера Дмитрий Медведев. В таких условиях президент считает «критически важным поддержание макроэкономической стабильности». «При высокой инфляции и процентных ставках наши цели окажутся просто недостижимыми, поэтому мы должны сохранять низкий уровень бюджетного дефицита и государственного долга. Финансирование обязательств государства должно происходить прежде всего за счет увеличения доходов, полученных от высоких темпов экономического роста, от улучшения налогового и таможенного администрирования, а также от полноценной реализации программы приватизации государственных активов», – говорит президент.
В таких макроэкономических рамках президент предлагает ряд частных рецептов, которые скорее всего не помешают следующему президенту искать новый экономический курс. Нужно создать условия для опережающего развития депрессивных густонаселенных территорий, необходимо устранять экономическую основу для массовой внутренней миграции, а также для концентрации внешней миграции в отдельных регионах страны, говорит президент. И с этим тезисом вряд ли станет спорить кто-нибудь из кандидатов в президенты РФ.
В отношении предстоящей пенсионной реформы президент, по существу, сформулировал позицию нынешнего экономического мейнстрима: «Нужно дать людям возможность выбирать, когда именно выходить на пенсию, ориентируясь на ожидаемое соотношение уровня пенсий и зарплат, а по мере выхода из кризисной ситуации вернуться к более активному стимулированию добровольных пенсионных накоплений».
Даже предложение Медведева ограничить «родственные» сделки между госструктурами и компаниями их менеджеров в целом лежит в русле политики нынешнего правительства: достаточно вспомнить совещание по проблемам электроэнергетики, которое проводил Владимир Путин в понедельник на Саяно-Шушенской ГЭС (см. «НГ» от 20.12.11). Премьер тогда призвал разобраться с махинациями в рамках сделок менеджмента госкомпаний с карманными подрядчиками.
«Были названы основные проблемы следующего десятилетия, на которые внятного ответа пока нет. Но особо выделены основные «поля для роста коррупции», – комментирует аналитик компании «Солид Менеджмент» Максим Семянин. «Послание Медведева, очевидно, преследовало в первую очередь политические цели. Потому экономическая часть получилась несколько ужатой и натянутой. Все эти экономические тезисы в принципе уже слышали и проходили. Разве что тезис «о выборе времени выхода на пенсию» прозвучал довольно свежо», – продолжает Семянин. Впрочем, и рецепт решения пенсионной проблемы, как считают эксперты, продиктован политической необходимостью успокоения недовольных.
«В целом же нового ничего не прозвучало, поскольку все темы – это просто повтор или переделанные на новый лад заявления. Единственным интересным заявлением было то, что Россия все же готовится к тяжелым временам. Это важно, поскольку подтверждение этой тенденции из уст первого лица государства может расцениваться как курс экономической политики. Естественно, что подготовка к кризису ведется все же не так активно, поскольку четкой уверенности в сильном кризисе сейчас нет. На мой взгляд, экономическая часть Послания была в основном информативной и не носила характер перечисления каких-либо изменений или ближайших решений», – считает аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов.
«Чего-то принципиально нового действующий президент не сказал. В целом те предложения, которые были озвучены, разумные и правильные. Только непонятно, кто и когда их будет выполнять, и будет ли», – сомневается эксперт департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Ирина Воробьева. Ограничение на «родственные» сделки между госструктурами и коммерческими компаниями – очень важная и нужная инициатива. Но вот будет ли она выполнена? «Ограничить аппетиты госчиновников пока никак не удается. С другой стороны, многие насущные вопросы Медведев не затронул, будь то полноценная пенсионная реформа, а не отдельные штрихи, либо налоговая реформа. Эти вопросы являются ключевыми для российской экономики», – отметила Воробьева.