Председатель «Деловой России» Борис Титов вдохновлен обещаниями премьера.
Фото РИА Новости
Премьер Владимир Путин выступил вчера с сенсационным заявлением о перестройке налоговой системы страны. По его словам, налоговая нагрузка в стране неравномерна: минимум у металлургов и нефтяников, а максимум – в обрабатывающей промышленности и строительстве. Такой перекос мешает притоку инвестиций в несырьевые сектора и препятствует обновлению структуры российской экономики. Мешают нынешние налоги и реализовать программу «новой индустриализации», которую предложило премьеру объединение предпринимателей «Деловая Россия».
Вчера Владимир Путин участвовал в съезде общероссийской общественной организации «Деловая Россия» (ДР), посвященном 10-летию организации, представляющей интересы среднего бизнеса. Зал встретил премьера аплодисментами, а затем организованно погрузился в тишину. Слово взял глава ДР Борис Титов. Он донес до премьера вековую мечту отечественных предпринимателей, работающих в перерабатывающих отраслях, чтобы их бизнес стал наконец «главным, основным бизнесом» России. Если это не может случиться сегодня, то пусть сказка станет былью хотя бы завтра.
Путин с такой постановкой вопроса оказался полностью согласен. Своевременная инициатива Титова была отмечена медалью Столыпина, которую он незамедлительно получил из рук премьера. После этого слово окончательно перешло к Путину, который заявил о необходимости «решительного налогового маневра», который перестроил бы фискальную политику на решение задач индустриального развития страны.
«Для укрепления и наращивания промышленного потенциала страны налоговая система должна стимулировать инвестиции, прежде всего в производственный сектор. У несырьевого бизнеса должно оставаться больше средств для развития», – заявил он. При этом он отметил, что налоговая нагрузка неравномерна даже внутри производственных секторов. В частности, по его словам, по виду деятельности «производство машин и оборудования» налоговая нагрузка составляет 11,1%, по виду деятельности «строительство» – 11,3%, по металлургии – 3,3%, по производству кокса и нефтепродуктов – 5%. «Даже в рамках производственного комплекса металлургия выбивается в лидеры по минимальности налогов», – заметил Путин.
«Считаю, что надо внимательно проанализировать ситуацию по конкретным отраслям, сделать расчеты, чтобы ликвидировать существующую сегодня значительную дифференциацию налоговой нагрузки между секторами экономики», – сказал премьер-министр.
По его словам, «в целом очевидно, что стране сегодня необходим решительный налоговый маневр». «Нужна современная структура налоговой системы. Следует подумать об оптимизации тех налогов, от которых в первую очередь зависит качественный экономический рост», – заявил Путин. «Прошу Минэкономразвития и Минфин совместно с другими ведомствами просчитать параметры такого маневра. И предложить конкретные шаги по перенастройке фискальной политики на решение задач индустриального развития страны», – дал поручение глава правительства.
По словам Путина, фискальная система «заточена на пополнении бюджета», при этом почти половина поступлений формируется за счет нефтегазовых доходов. «Безусловно, подобная ситуация таит значительные риски для экономики, для выполнения наших социальных обязательств. И одна из задач новой индустриализации как раз и заключается в том, чтобы ликвидировать эти риски, изменить структуру национальной экономики», – сказал он, обосновывая необходимость в «налоговом маневре».
Премьер-министр отметил, что деньги и инвестиции всегда идут туда, где высокая норма прибыли. «Сейчас это сырьевой сектор, а мы должны развернуть эти потоки в сферу высокотехнологичного и производственного бизнеса. Это принципиальное условие новой индустриализации», – заявил премьер.
Налоги у металлургов слишком низкие, считают в правительстве. Фото Евгения Зуева (НГ-фото) |
Однако эксперты усомнились, что для премьерского «налогового маневра» есть резервы. «В сложившихся условиях провести налоговый маневр будет непросто. Сегодня налоговая нагрузка на весь бизнес – и нефтегазовый, и индустриальный – существенная. При этом бюджет формируется близко к дефицитному порогу. То есть на снижение налоговой нагрузки правительство вряд ли пойдет. Переложить налоги с индустриальной промышленности на нефтегазовый сектор вряд ли получится», – считает инженер-эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Игорь Смирнов. Если налог для газовой отрасли повысить немного еще можно, то рост нагрузки на нефтяной сектор может привести к весьма негативным последствиям. «Правительство и без того постоянно ведет переговоры с нефтяными компаниями по сохранению стабильности на топливном рынке и пытается найти оптимальную формулу налогообложения отрасли. Собственно, даже внутри отрасли правительство не может найти такой налоговый инструмент, который будет стимулировать развитие переработки. Провести эффективную глобальную налоговую реформу будет гораздо сложнее», – отмечает Смирнов. По его словам, налоговые реформы будут эффективны, когда в стране все будет в порядке с инвестиционным климатом.
Однако правительство уверенно строит планы качественного роста. За пятилетку экономика России должна войти в пятерку ведущих экономик мира, подчеркнул Путин. Среднедушевые доходы населения при этом планируется поднять с нынешних 27,7 тыс. долл. до более чем 35 тыс. долл. Рост ВВП премьеру видится на уровне «4,2%, а может, 4,5%». Драйвером будущего роста, по его убеждению, станет не сырьевой комплекс, а «высокотехнологичный производственный бизнес». Заявка «Деловой России» создать за четверть века 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест была конкретизирована премьером – создавать придется не только с нуля, но и модернизировать уже имеющиеся рабочие места.
Для переформатирования российской экономики на современный лад требуются гигантские инвестиционные ресурсы. К 2015 году инвестиции в основной капитал, по расчетам Минэкономразвития, необходимо довести до 25%, а затем и до 30% в год. За ближайшие три года предстоит изыскать в общей сложности 43 трлн. руб. На государство и федеральный бюджет Путин настоятельно рекомендовал не рассчитывать. Возможности казны, по его словам, уже исчерпаны. Дальнейшее наращивание госрасходов таит в себе угрозы разбалансировки бюджета.
Следует отметить, что бизнес ценит возможность прямого диалога с первыми лицами государства. «Подобный формат взаимодействия полезен как для бизнеса, так и для власти. Появляется возможность вести дискуссию и находить наиболее конструктивные решения», – говорит руководитель аналитического отдела компании Broco Алексей Матросов.
Менее оптимистично оценивает ситуацию гендиректор Contour Components Владимир Некрасов. Для него важнее были бы результаты, а не только обещания. «Социальные налоги повысили, НДС не отменили, долгосрочные кредиты остаются недоступными. Не видно каких-то значительных усилий по улучшению условий для ведения бизнеса», – считает он.
Положительные изменения в экономике после подобных встреч могут проявиться только в перспективе – считает руководитель коммерческой практики адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Александр Астафьев.
Со своей стороны гендиректор компании «Финотдел» Татьяна Юрина напомнила, что бизнес-сообщество сегодня обеспокоено снятием заградительных барьеров для иностранного бизнеса из-за вступления в ВТО. Пока правительство не заручится поддержкой бизнеса, оно не сможет рассчитывать на реальные перемены в экономике – говорит Юрина. Любопытно, что вчера Путин показал готовность не только слушать, но и слышать чаяния бизнеса. В частности, это коснулось идеи отказа от налогового учета в пользу бухгалтерского. Это позволит вдвое сократить пятимиллионную армию бухгалтеров, содержание которой обходится предприятиям в 2 трлн. руб. в год. Премьер согласился с этим предложением, посчитав, что сэкономленный триллион рублей – это реальное подспорье бизнесу.