Александр Волошин и Дмитрий Панкин (глава Федеральной службы по финансовым рынкам) создают объединенную биржу для будущего финансового центра.
Фото РИА Новости
Вчера в Москве завершилось юридическое объединение двух конкурирующих бирж – РТС и ММВБ. Начало работы новой биржи благословили чиновники Минфина, Центробанка и бывший глава кремлевской администрации Александр Волошин, который сегодня руководит созданием в России Международного финансового центра (МФЦ). Участники торгов сожалеют о ликвидации конкуренции бирж. Но одновременно находят и позитивные эффекты этого слияния.
Объединение бирж ММВБ и РТС поможет созданию в России берлинского Международного финансового центра – заявил вчера руководитель рабочей группы по созданию МФЦ Александр Волошин. По его словам, «объединенная биржа станет одной из лучших бирж мира».
Но зачем и почему властям потребовалось объединять самостоятельные биржи?
Эксперты объясняют это решение не только планами создания МФЦ, но и еще несколькими мотивами: стремлением государственной ММВБ ликвидировать конкуренцию с РТС, а также планами привлечения иностранных инвесторов в капитал объединенной биржи. «Хотите понять причины любой сделки – ищите, кому это выгодно. В случае слияния ММВБ и РТС основным бенефициаром станет руководство ММВБ. Ему за государственный счет удалось устранить главного конкурента, который вконец надоел своим быстрым развитием. Мало того, что РТС создала один из самых развитых в мире срочных рынков, она вплотную приступила к захвату чужой территории – запустив сначала «РТС-Стандарт», а потом и «РТС-Мани». Требовался адекватный ответ, и он был найден – шустрого конкурента просто съели», – говорит генеральный директор компании Nettrader.ru Денис Матафонов. Впрочем, объединение бирж вписывается в канву современных глобальных процессов. Сейчас европейский и американский регулятор обсуждают слияние NYSE и Deutsche Boerse. «Не исключено, что лет через 10 останется одна глобальная биржа – евроамериканская. Технологии позволяют объединять площадки, и это выгодно всем – увеличение ликвидности автоматически приводит к приходу новых инвесторов, а новые инвесторы привлекают все новых эмитентов, ищущих денег. И в этом контексте наша объединенная биржа уже, к сожалению, проиграла», – считает Денис Матафонов.
Зампред ЦБ Сергей Швецов считает, что новая биржа должна стать центром саморегулирования и соучастия в развитии финансового рынка потому, что больше чем на 50% успех мероприятия зависит от регулятивной среды и от синергии взаимного развития МФЦ и объединенной структуры. «МФЦ нельзя построить без объединенной биржи, и объединенная биржа не может быть успешна без реформы законодательной и деловой среды», – заявил он.
Один из противников объединения – замминистра финансов Алексей Саватюгин – сообщил, что, приехав в Москву 11 лет назад, он сам работал на бирже РТС. При нем на биржу пришла молодая команда петербуржцев для создания срочного рынка, в том числе и последний глава РТС – Роман Горюнов.
По словам Саватюгина, молодой задор сотрудников РТС строился именно на вызове старой государственной бирже ММВБ, что и создавало здоровую конкуренцию. «Слава богу, что объединение все-таки завершилось. И в целом завершилось бескровно», – сказал Саватюгин и напомнил, что фактически биржевая конкуренция внутри России закончилась.
Решение о приобретении частной биржи было на наш взгляд абсолютно логичным. РТС приобрела статус лидирующей биржи на производных инструментах и имела гигантский потенциал к развитию. Помимо этого РТС закрепила за собой статус клиентоориентированной биржи, знающей потребности ее участников, и, что самое главное, стремилась этим потребностям соответствовать. С ММВБ такого конструктивного взаимодействия не наблюдалось.
«Не думаю, что основным интересом слияния была подготовка к IPO. Скорее стремление ММВБ поглотить успешного конкурента являлось основной задачей. Но объединение усилий команд двух бирж ускорит формирование МФЦ», – предполагает начальник управления инвестиций компании «Солид Менеджмент» Сергей Захаров.
«В свое время крупным пакетом РТС очень интересовался Европейский банк реконструкции и развития. Тогда ему не дали совершить сделку, но, возможно, государство будет не против продать пакет в объединенной бирже по более привлекательной для себя цене. Также в рамках создания МФЦ в капитал объединенной биржи может войти какая-нибудь крупная зарубежная биржа. Наиболее очевидный претендент здесь – Deutsche Boerse, которая ранее уже проявляла интерес к участию в капитале российских торговых площадок», – предполагает аналитик UFS Investment Company Илья Балакирев.