Экономия на безопасности может выйти боком.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Финансирование целевой программы повышения устойчивости домов в сейсмических районах сокращено с 72,9 млрд. руб. до 34,3 млрд. руб. Решение выглядит не очень логичным для страны, четверть территории которой находится в зонах повышенной сейсмичности. Это лишь один пример урезания важных бюджетных статей ради социальных выплат. Правительство готово отказаться от расходов, которые не дают быстрой экономической или электоральной отдачи. И направить сэкономленные деньги на выплату повышенных зарплат, пенсий и пособий.
Согласно решению правительства, обнародованному в минувшую пятницу, объемы финансирования федеральной целевой программы (ФЦП) по повышению защиты населенных пунктов от землетрясений сокращены более чем в двое. Экономический эффект от инвестиций в сейсмобезопасность оценили чиновники Минрегиона. Ведомство, возглавляемое Виктором Басаргиным, является госзаказчиком – координатором данной ФЦП. Вместе с ним бюджетные деньги осваивают МЧС, Минобороны, МВД и Федеральная служба охраны. Известно, что из сохраненных в программе 34,3 млрд. руб. 24 млрд. руб. выделит федеральный бюджет, 9,3 млрд. руб. – регионы, а 0,8 млрд. руб. – внебюджетные источники. Несмотря на усеченное финансирование ФЦП, по мнению чиновников, ресурсов будет достаточно, чтобы на 80% снизить опасность возникновения чрезвычайных ситуаций из-за землетрясений.
Эксперты с сомнением относятся к подобным официальным прогнозам. Землетрясения занимают одно из первых мест среди других природных катастроф по разрушительным последствиям, возможному числу жертв и деструктивному воздействию на среду обитания человека. Предотвратить их невозможно. Ситуация усугубляется тем, что выше четверти территории России подвержено сейсмическим воздействиям, требующим затратных антисейсмических мероприятий. Значительную площадь занимают чрезвычайно опасные в сейсмическом отношении 8–9- и 9–10-балльные зоны. К ним относятся Дальний Восток, юг Сибири и Северный Кавказ. 6–7-балльные землетрясения свойственны Среднему Уралу и Приуралью, Поволжью, Кольскому полуострову.
К сожалению, все эти регионы не финансируются в достаточных объемах. Например, комплексное решение проблемы сейсмозащиты в Сахалинской области пару лет назад оценивалось почти в 300 млрд. руб. Потребности Камчатки в финансировании только проведения первоочередных мероприятий по повышению сейсмоустойчивости тогда же определялись на уровне 30 млрд. руб. Выделяются же копейки. Так, Камчатка в год получает в лучшем случае 500 млн. руб., из чего следует, что на завершение только «первоочередных мероприятий» региону потребуется лет 60.
Корни проблемы уходят в советское прошлое, когда административным решением были снижены требования по сейсмозащите строящихся объектов. В частности, на Сахалине когда-то дома строили с расчетом, чтобы они могли выдержать землетрясение силой 7–8 баллов. Но затем требования по сейсмоустойчивости были снижены до 5–6 баллов. Сделали это затем, что снижение расчетной сейсмичности строящегося объекта на 1 балл дает экономию на затратах в 10–15%. Но и риск разрушения при этом возрастает. Скажем, в Приморском крае по бюрократическим выкладкам «допускается» землетрясение силой 6 баллов, при том что с 1867 года в регионе произошло около 260 землетрясений – из них три 8-балльных, восемь 7-балльных и семь 6-балльных.
Призрачная бюджетная экономия оборачивается человеческими жертвами. Так, ночью 28 мая 1995 года землетрясение на Сахалине магнитудой около 7,6 полностью разрушило поселок Нефтегорск. Под обломками зданий погибли 2040 из 3197 жителей. Примечательно, что удар стихии не выдержали 17 крупноблочных домов, которые не были предназначены для строительства в сейсмоопасных районах. Эти дома рассыпались целиком. А в августе 2007 года 7-балльное землетрясение разрушило более 200 домов в другом сахалинском городе – Невельске.
«Не секрет, что финансирование ФЦП в бюджете закладывается на минимальном уровне от существующих потребностей», – говорит руководитель Центра анализа управления рисками Института народно-хозяйственного прогнозирования Борис Порфирьев.
По мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, ФЦП по сейсмозащите постигла участь многих других государственных программ. Казна не всегда в полном объеме выполняет обязательства по их финансированию. У регионов на это денег тоже не хватает, так же как не находится их и у так называемых внебюджетных источников. Когда же выясняется, что отдачи от ФЦП нет, ее начинают «резать». Делягин уверен: в том, что произошло с ФЦП по сейсмозащите, нашла отражение политика бюджетной экономии. «Расходы на национальную экономику сильно урежут», – подчеркнул он.
Высвобождаемые финансовые ресурсы нужны властям для выполнения завышенных социальных обязательств, в частности на пенсии, зарплаты бюджетникам и военным, говорит первый замруководителя Института экономики РАН Дмитрий Сорокин. По его наблюдениям, в жертву приносятся расходы, носящие стратегический характер. Здесь сказываются особенности формирования бюджета нашей страны. При планировании госрасходов на трехлетнюю перспективу возникает искушение сэкономить на тех программах и проектах, которые не предполагают отдачи в ближайшие три-четыре года. «Риски разрушительного землетрясения чиновникам не кажутся очевидными. Непонятно, когда и где может тряхнуть и случится ли эта беда вообще. А если и тряхнет – всегда можно списать на природную катастрофу», – говорит экономист.
Руководствуясь такими же мотивами, правительство сокращает и другие инвестиции. Госрасходы на образование, культуру, здравоохранение, массовый спорт в трехлетнем бюджете спланированы с понижением к уровню 2011 года. Финансирование образования в 2012 году составит 107,8%, в 2013 году – 99,8%, в 2014 году – 89,2%; культуры – 93,6%, 95,5% и 93,4%; здравоохранения – 109,4%, 99,9%, 91,7%, массового спорта – 106,3%, 69,3% и 57,5% соответственно, подчеркнул Сорокин.