0
1582
Газета Экономика Интернет-версия

09.12.2011 00:00:00

Экономику предлагается отделить от уголовщины

Тэги: экономика, бизнес, ук


экономика, бизнес, ук Маски-шоу в офисах российских предприятий давно стали привычным явлением.
Фото ИТАР-ТАСС

Экономические статьи Уголовного кодекса и практика их применения фактически подавляют предпринимательскую активность в стране. Главной мишенью правоохранителей оказались предприятия, работающие в реальном секторе экономики, где ежегодно под следствием оказывается заметная доля предпринимателей. Вчера участники симпозиума «Уголовная политика и бизнес» призвали изменить уголовное законодательство и амнистировать предпринимателей, осужденных за экономические преступления.

Экономисты, юристы и чиновники, собравшиеся вчера в Высшей школе экономики (ВШЭ), обсуждали прошлое, настоящее и будущее уголовной политики государства в отношении бизнеса. Итоги дискуссии оказались неутешительными как для предпринимательского корпуса, так и для представителей власти. Участники симпозиума констатировали: экономические статьи УК представляют репрессивный инструмент в руках правоохранительных органов, которым по факту подавляется деловая активность в России.

Замглавы Минэкономразвития Игорь Манылов с этим тезисом согласен, но лишь частично. Он напомнил, что с момента принятия УК в него было внесено около 60 поправок в статьи, предусматривающие уголовную (административную) ответственность за экономические преступления. «Общий тренд на гуманизацию санкций сложился», – уверенно заявил чиновник. Хотя и признал – не все здесь ладно. Примером несовершенства является, в частности, статья 159, предусматривающая ответственность за мошенничество: лишь 20–30% уголовных дел, открытых по ней, доводятся до реальных приговоров и сроков.

Тут же выяснилось, что лично он – Манылов – совсем не хочет повысить количество осужденных бизнесменов. Колонии, по его мнению, не самые лучшие места, особенно для перевоспитания преступников. Из 800 тыс. российских зэков сегодня всего около трети заняты производительным трудом. Чтобы трудоустроить остальных, нужны госпрограммы, стимулирующие искусственную занятость, а это немалые бюджетные расходы. В конечном счете Манылов признал, что пора ставить вопрос о новом УК, который бы учитывал интересы бизнеса, защищая предпринимателей от прессинга правоохранительных органов.

Со своей стороны, Владимир Радченко, в прошлом первый заместитель председателя Верховного суда, приоткрыл тайны создания ныне действующего УК. Оказывается, экономический блок вышел из-под пера юристов, далеких от этой проблематики. Экс-судья призвал парламент и правительство заняться работой над ошибками. По его мнению, новый УК будет куда более совершенным, если заказчиками законопроекта выступят Минфин и Минэкономразвития, не понаслышке знающие ситуацию в экономике и финансовой сфере.

Если ничего не менять, то участь российского бизнеса незавидная. Отделы и управления полиции по борьбе с экономическими преступлениями объективно заинтересованы, чтобы уголовных дел по их статьям было больше. Это им нужно, чтобы оправдать свое существование. По этой причине часть бизнесменов обречены ежегодно садиться на скамью подсудимых. Радченко раскрыл статистику: до 80% привлекаемых к ответственности по экономическим статьям лиц имеют предпринимательский стаж не менее 10 лет. Каждый обвинительный приговор приводит к закрытию в среднем 30 рабочих мест. Это прямой ущерб российской экономике, резюмировал экс-судья.

Правоохранительная система в России устроена таким образом, что эффективность ее оценивают по показателям от достигнутого, продолжила тему научный сотрудник Института проблем правоприменения Элла Панеях. Причем преследуют не всех подряд, а тех, кто «хуже прикрыт, больше других прозрачен». Под удар чаще всего попадают предприятия реального сектора. «Правоохранители занимаются тем, что можно физически остановить и опечатать», – отметила Панеях.

Ее озабоченность разделил завкафедрой прикладной институциональной экономики экономического факультета МГУ Александр Аузан, подтвердивший, что борцы с экономическими преступлениями «ищут там, где светло». Они прессуют средний бизнес, которому физически некуда деваться. Со своей стороны, научный руководитель ВШЭ экономики Евгений Ясин убежден, что кампания по либерализации законодательства в экономической сфере, инициированная президентом Дмитрием Медведевым, была без восторга встречена в правоохранительных органах. «Реакция, которую я наблюдаю, напоминает войну», – сказал Ясин. Полицейские не желают применять не очень «выгодные для них статьи УК». Отсюда – саботаж с их стороны.

Участники симпозиума призвали провести амнистию предпринимателей и принять новую редакцию УК РФ. Ну а пока нужно исключить из УК статьи о «незаконном предпринимательстве», «злостном уклонении от погашения задолженности», «невозвращение средств в иностранной валюте» и ряд других.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2804
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3322
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2440
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4321

Другие новости