0
25543
Газета Экономика Интернет-версия

07.12.2011 00:00:00

Так сколько же стоят дороги России

Тэги: дороги, строительство


дороги, строительство Глава Минтранса Игорь Левитин знаком с реальной структурой затрат на дорожное строительство.
Фото РИА Новости

Президент, премьер, министры и ревизоры Счетной палаты в один голос говорят о завышенных тратах на строительство дорог в России. Да и остальные граждане постоянно сталкиваются с низким качеством или отсутствием дорог даже в центральных областях страны. Однако дорожные строители убеждены, что первые лица ничего не понимают в их расценках. Поэтому они призывают вообще отказаться от сравнения стоимости километра дорог в разных странах. Главную причину плачевного состояния автомагистралей дорожники видят в нехватке бюджетного финансирования.

Вчера в Москве руководители Минтранса рассказали журналистам, как проходят строительство и реконструкция объектов транспортной инфраструктуры при подготовке к саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке.

Только на реконструкцию некоторых участков федеральной трассы М60 Хабаровск–Владивосток бюджет выделил около 9,7 млрд. руб. Какая часть из этих денег пойдет налево – точно пока сказать нельзя. Но тема сверхвысоких затрат на российские дороги наверняка снова всплывет – теперь в связи с саммитом АТЭС.

Еще в 2009 году в своем Послании Федеральному собранию президент Дмитрий Медведев особое внимание уделил дорожным проблемам. Инфраструктура дорог в РФ недофинансирована, сказал он, однако это еще не повод срочно увеличить на нее затраты из бюджета. В этой сфере не наведен «элементарный порядок», «строительство ведется по завышенным в разы расценкам». В таких условиях «тратить на эти цели больше я считаю непозволительной роскошью», говорил Медведев. Со временем, судя по сообщениям прессы, Медведев еще больше убедился в собственной правоте: «Стоимость строительства дорог может быть снижена минимум на 30% – это факт. Формула проста: применение новых прогрессивных технологий и исключение коррупционной составляющей».

«До сих пор не решены проблемы экономически обоснованной стоимости и качества дорожного строительства. Очевидно, что в настоящее время сметы явно раздуты, а срок службы построенных дорог не выдерживает никакой критики. Более того, я вот проезжал по некоторым совсем новым трассам, их уже ремонтировать пора», – соглашался весной 2010 года с президентом премьер Владимир Путин.

Также в 2010 году о непрозрачном финансировании дорожной инфраструктуры РФ сообщала Счетная палата (СП). По данным председателя СП Сергея Степашина, стоимость строительства дорог в стране в 2,6 раза выше, чем в Европе, в 3 раза выше, чем в США, в 7 раз выше, чем в Китае. «Слабый контроль за строительством дорог, слабый менеджмент, а также откаты» – вот основные причины завышенной стоимости дорог, резюмировал Степашин.

О дорогах задумывался и бывший министр финансов Алексей Кудрин. В 2010 году он пенял столичным чиновникам на то, что они направляют крайне мало средств на развитие сети автомобильных дорог в городе. Позже Кудрин посетовал, что вся дорожная отрасль погрязла в коррупции. Как итог – российские дороги оказываются в 3–5 раз дороже финских, считают в Минфине. Правда, в данном случае Кудрин говорил о затратах бюджета на «поддержание дорожной сети», а не на строительство. Такая терминология экс-министра вызвала потом у представителей дорожной отрасли много споров. Они назвали терминологию некорректной, а выводы самого экс-министра сомнительными.

Официальные оценки стоимости строящихся автотрасс говорят сами за себя. Ранее Минтранс сообщал, что строительство одного участка скоростной автотрассы Москва–Санкт-Петербург, длина которого составит около 43 км, обойдется стране более чем в 50 млрд. руб. В эту сумму входят затраты не только на сооружение дорожного полотна, но и на строительство необходимых вспомогательных объектов. Самый грубый расчет показывает, что суммарные затраты на 1 км такой дороги достигнут примерно 1,2 млрд. руб.

Еще более заоблачные суммы озвучивались для дорог в Сочи. Как сообщали чиновники и дорожники, суммарные затраты бюджета на строительство в Сочи дублера Курортного проспекта оцениваются примерно в 100 млрд. руб. Речь идет о дороге протяженностью 16 км, она будет расположена в гористой местности, поэтому дорога предполагает наличие девяти тоннелей и 13 мостов. Каждый километр такой дороги обойдется стране примерно в 6,3 млрд. руб.

Дорожная отрасль – та редкая сфера, в оценках которой президент, премьер, некоторые министры и ревизоры достигают удивительного единения мнений. И это тот редкий случай, когда руководящие лица произносят именно те фразы, которые так хочет услышать население. Ведь дороги – действительно беда России, их не хватает, они изношены и рушатся буквально на глазах, частые латания дыр ситуацию не спасают, а затраты на строительство поражают воображение. Однако с первыми лицами страны в корне не согласились сами дорожники, которые хотят защитить честь своего мундира.

Лауреат Госпремии СССР, заслуженный строитель РФ, президент партнерства дорожных проектных организаций «Родос» Олег Скворцов озвучил для «НГ» позицию дорожников. Проблему с дорогами он объяснил тем, что начиная с 2000 года власти стали финансировать инфраструктуру из бюджета «по остаточному принципу». «Итог – сокращение объемов финансирования дорог за 10 лет с 3% от ВВП в 2000 году до 0,8% в 2011 году, то есть сокращение в 3,75 раза», – пишет эксперт. За это же время цены на энергоносители и строительные материалы выросли более чем в 5 раз.

Главный аргумент дорожников звучит так: все дороги разные и страновые сравнения затрат на их строительство – неверный путь. «Стоимость автомобильной дороги зависит от числа полос движения, количества расположенных на ней мостов, эстакад и туннелей, рельефа местности, застроенности территории, климатических и грунтовых условий строительства и еще целого ряда факторов», которые в каждом отдельном случае индивидуальны. Удивительно, правда, что при этом представитель дорожной отрасли скромно умолчал о самой главной проблеме дорожного строительства – о воровстве на всех уровнях – от низшего до высшего, о нарушениях технологии и незаконной продаже «сэкономленных» стройматериалов, об откатах.


Стоимость дорожного строительства в России часто достигает заоблачных высот.
Фото Евгении Штоколовой

Далее представитель дорожной отрасли указывает: «На Западе в отличие от нашей страны в стоимость автомобильной дороги не включаются затраты на выкуп земель и освоение территории строительства». По данным Скворцова, которые довольно противоречивы и постоянно меняются, расходы на выкуп земель в разных странах достигают от 5 до 20, 30 и даже 40% от сметы дорожного строительства. Эксперт делает вывод: любые страновые сравнения не выдерживают критики, потому что сравниваются изначально несопоставимые данные. Хотя, заметим, при этом Скворцов вовсе не избегает тех страновых сравнений, которые доказывают его тезис о том, что строительство дорог в России недофинансировано. В Германии средняя стоимость строительства 1 км многополосной автомагистрали составляет, по данным Скворцова, приблизительно 11 млн. евро (около 440 млн. руб), в Швеции – почти 15 млн. евро (600 млн. руб), в Швейцарии – примерно 28 млн. евро (1,1 млрд. руб).

«НГ» посвящала целую серию заметок крайне противоречивой статистике стоимости российских дорог (см., например, «НГ» от 28.06.10, 16.12.10). На эти материалы быстро реагировал Минтранс. В частности, ведомство Игоря Левитина присылало в редакцию свои данные по стоимости строительства дорог в мире (см. «НГ» от 16.08.10). Средние затраты на 1 км полосы движения составляют, согласно Минтрансу, в Германии примерно 123 млн. руб., во Франции – более 100 млн. руб., в Канаде – около 82 млн. руб., а в России – лишь 41 млн. руб. Примерно столько же, сколько в РФ, стоят дороги в Финляндии, чуть меньше – в Китае.

Вопрос о том, кто же в итоге ничего не смыслит в дорожном строительстве – чиновники, инженеры или независимые наблюдатели, – остается открытым. Но тот факт, что каждая сторона приводит порой слишком противоречивые цифры, заставляет усомниться в объективности статистики. В любом случае каждая сторона преследует свои цели, что тут же отражается и на статистических выкладках.

Рост цен на энергоносители и основные дорожно-строительные материалы, руб.
Статья расходов 2000 2010
Электроэнергия, МВт-ч 570 3019
Топливо дизельное, т 5781 20817
Бензин автомобильный, т 6957 24185
Прокат сортовой и фасонный, т 8675 28853
Арматура периодического профиля класса AIII 6984 24540
Битумы, т 2422 11059
Пески природные прочие, куб. м 79 265
Цемент, т 595 3127
Источник: партнерство дорожных проектных организаций «Родос»

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2801
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3319
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2437
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4316

Другие новости