Даже глобальный финансовый кризис не затормозил рост выбросов в атмосферу.
Фото Reuters
Общемировые выбросы парниковых газов растут рекордными темпами, несмотря на усилия стран, подписавших Киотский протокол. Не повлияли на объем выбросов ни мировой финансовый кризис, ни погружение в рецессию ведущих экономик, обращает внимание американская пресса. Такие доказательства неэффективности киотских ограничений подлили масла в огонь острой дискуссии вокруг будущих экологических соглашений. При этом Россия, Канада и некоторые другие страны, похоже, выбрали политкорректный путь для выхода из устаревших киотских ограничений, чем очень озаботили экологов.
Вчера в Дурбане (Южно-Африканская Республика) стартовала вторая неделя конференции ООН, посвященной изменению климата и Киотскому протоколу. В обсуждении принимают участие делегации из почти 200 стран. На повестке дня – экологическая обстановка на планете после 2012 года, когда закончится действие Киотского протокола. Протокол был подписан в 1997 году. Это первый в истории человечества и единственный международный экологический документ, юридически обязательный к исполнению в тех странах, которые его подписали и ратифицировали. Он был подписан абсолютным большинством государств. Среди подписавших, но не ратифицировавших документ, – США. Цель Киотского протокола – обязать страны сократить выбросы парниковых газов. В качестве базового уровня был выбран 1990 год.
Как показало исследование экспертов из Global Carbon Project, начиная с 1990 года мировые выбросы вредных газов не сократились по отношению к базовому уровню, а, наоборот, выросли – почти на 50%. Причем в последнее десятилетие выбросы росли более чем на 3% в год – это в три раза быстрее, чем было в 1990-е годы. И эту тенденцию не смог переломить даже глобальный финансовый кризис. Наибольший вклад в загрязнение окружающей среды вносят Китай, Индия, США, РФ и Евросоюз. И теперь мировое сообщество должно решить, по какому из двух путей двигаться после 2012 года: либо надо продлить действие Киотского протокола, либо принять принципиально новый международный экологический документ. Есть, правда, еще третий путь – отложить принятие конкретного решения на неопределенный срок и тем самым политкорректно выйти из киотских ограничений. Именно его, судя по всему, и выбрали некоторые государства.
Ранее иностранные СМИ сообщали, что не исключает своего выхода из Киотского соглашения Канада. Канадское правительство ссылается на то, что, до тех пор пока останутся страны, которые не соблюдают экологические предписания, подписание любых международных документов по сокращению выбросов в атмосферу бессмысленно. Сейчас самым ярым приверженцем Киотского протокола оказался Евросоюз. Европа обязуется сократить к 2050 году выбросы парниковых газов на 80%. Однако для развитых экономик дальнейшее сокращение выбросов становится все более обременительным. На этом фоне развитые страны начинают требовать от развивающихся более активных действий по снижению собственных выбросов в атмосферу. Ведь, например, Китай занимает уже лидирующую позицию по уровню загрязнения окружающей среды, следом за ним идут США, Индия, по некоторым данным – Россия. Однако Китай и развивающиеся государства, наоборот, стараются затормозить принятие конкретных, более жестких по отношению к ним решений. Не стремится к конструктивному диалогу, по оценкам близких к переговорам источников, и российская сторона.
Как сообщили «НГ» экологи, Россия ведет не совсем прозрачную политическую игру. Она теряет время и не извлекает из Киотского протокола возможности по экологической модернизации производства. Как отметил руководитель программы по энергоэффективности «Гринпис России» Игорь Подгорный, страна за период действия Киотского протокола в основном потеряла время и никакого экологического прорыва не совершила. Власти говорят о модернизации, инновациях и энергоэффективности, но, замечает Подгорный, в стране существует совершенно абсурдная квота на то количество проектов в сфере энергоэффективности или развития возобновляемой энергетики, которые можно осуществить. «Сегодня российские власти заявляют, что в рамках реализации принципов Киотского протокола зарегистрировано множество проектов. Однако сложный механизм реализации квот на проекты в РФ отпугивает потенциальных инвесторов», – соглашается ведущий эксперт инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский.
Пока что Россия реализовала лишь несколько десятков проектов, предполагающих экологическую модернизацию производства. В качестве примера Подгорный привел лесопромышленный комплекс северо-запада России. Многие крупные комбинаты переходили на использование собственных отходов для производства биогаза и таким образом обеспечивали себя энергией. Воскресенский, однако, заметил, что именно в рамках Киотского протокола был реализован лишь один проект по экологической модернизации производства: «Газпром нефть» провела газопровод от одного из своих нефтяных месторождений к перерабатывающим предприятиям, что позволило избежать сжигания попутного газа. Взамен «Газпром нефть» получила от японских компаний Mitsubishi и Nippon Oil технологии и оборудование».
Сопредседатель организации «Экозащита!» Владимир Сливяк напомнил, что сейчас Россия совершенно естественным образом, не прикладывая к тому никаких специальных усилий, сократила выбросы по сравнению с 1990 годом на 35%. При этом в 2009 году в Копенгагене российская сторона в лице президента Дмитрия Медведева заявила, что она обязуется сократить к 2020 году выбросы в атмосферу примерно на 25% по отношению к уровню 1990 года. Из этого следует, говорит Сливяк, что за так называемым сокращением на самом деле скрывается наращивание выбросов как минимум на 10%. «Судя по официальным цифрам, Россия ничего не хочет и не собирается делать для реального снижения выбросов», – резюмирует Сливяк.
Киотский протокол предполагает действие такого механизма, как торговля квотами на выбросы. Те страны, которые начали меньше загрязнять атмосферу, могут продать другим странам свою квоту – свое право на выбросы. Игорь Подгорный признал, что в целом этот механизм так и не сработал и к конкретным экологическим или экономическим результатам не привел. Сливяк, однако, уверен, что если механизм и не сработал, то лишь по причине недальновидности чиновников. По мнению эколога, конкретная материальная выгода для России от торговли квотами на выброс может оцениваться в несколько десятков миллионов долларов.