Ангела Меркель надеется вывести еврозону из кризиса.
Фото Reuters
Три четверти населения Польши против присоединения к еврозоне. Такие данные опросов публикуют польские СМИ. Опасения поляков понятны: внутренних резервов для преодоления долгового кризиса Европе не хватает, а совокупный госдолг еврозоны уже достиг 4 трлн. евро. Европейские власти надеются на помощь извне. Разница лишь в том, что одни страны возлагают большие надежды на механизмы Международного валютного фонда (МВФ), а другие, например Германия, высказывают по-настоящему дезинтеграционную идею: проблемным государствам надо создавать собственные – национальные – фонды для погашения долгов и преодолевать кризис самостоятельно.
Почти три четверти поляков (74% от 1 тыс. опрошенных) выступают против перехода Польши на евро. Такой результат был получен в ходе недавнего социологического опроса. За переход на единую европейскую валюту выступили лишь 22% поляков, 4% затруднились с ответом. Настроения общества идут вразрез с позицией политиков, которые стремятся вступить в еврозону в течение ближайших лет – правда, лишь в том случае, если это будет выгодно Польше и если страны еврозоны снизят бюджетный дефицит и уровень задолженности.
Внешний долг еврозоны достиг таких размеров, что только за счет внутренних резервов преодолеть его уже невозможно. На данный момент средний показатель госдолга в еврозоне составляет чуть меньше 90% суммарного ВВП при норме в 60%. Наиболее тяжелая ситуация с госдолгом в Португалии, Ирландии, Италии, Греции, Испании – так называемых странах PIIGS. Лидером по госдолгу является Италия – третья экономика Европы. Ее внешний долг почти приблизился к 2 трлн. евро (примерно 120% ВВП) и превышает суммарный долг Испании, Португалии, Греции и Ирландии. Совокупный же госдолг всей еврозоны составляет на данный момент около 4 трлн. евро. Ранее Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ухудшила прогнозы по росту госдолга стран еврозоны. Согласно ОЭСР, по итогам 2011 года совокупный госдолг еврозоны составит 95,6% ВВП, в 2012 году он вырастет до 97,9% ВВП, а в 2013 году – до 98,2% ВВП.
Для решения долговых проблем правительства могут увеличивать налоги, урезать «лишние» госрасходы, прежде всего на социальную сферу, или использовать эти два «лекарства» одновременно. Побочное действие перечисленных мер – резкое сокращение экономической активности в стране и рост социальной напряженности. Именно поэтому многие наблюдатели считают, что Европу ждет впереди как минимум одно «потерянное десятилетие», ведь европейская экономика в любом случае начнет затухать. Теперь даже ужесточение налоговой политики и урезание бюджетных расходов уже не помогут европейцам.
О нерадостных перспективах еврозоны рассказал на прошлой неделе глава Сбербанка Герман Греф. По его мнению, оптимистического варианта развития событий в европейской экономике теперь не существует в принципе. Европейцам надо либо создать своеобразные Соединенные Штаты Европы с механизмами более глубокой интеграции и более централизованного управления всеми финансами региона, либо полностью отказаться от евро. Первый вариант – это фактически «попытка решить проблемы с помощью европейского печатного станка и Европейского центробанка». В условиях сегодняшней – недостаточной – интеграции такой шаг обернется для Европы неприемлемо высокой инфляцией. Второй вариант – «валютная дезинтеграция европейских стран», которая чревата распадом Евросоюза и потрясениями на глобальных рынках. Хотя именно второй вариант является, по словам Грефа, наиболее честным, ведь он вернет конкурентоспособность периферийным европейским экономикам. Но какой бы вариант ни выбрала Европа, больно ей будет в любом случае, ведь время простых решений ушло. Европа же, видимо, пока этого не понимает и до сих пор загоняет себя в состояние не менее опасной неопределенности.
Европейские власти рассматривают также вариант еще большего наращивания долгов проблемных государств – за счет предоставления им кредитов через МВФ. Развивающиеся страны готовы к перспективе оказания финансовой поддержки МВФ, а через него и всей развитой Европе.
Ранее издание WallStreet Journal сообщало, что Китай согласился с идеей увеличить ресурсы МВФ. В пятницу министр финансов Бразилии Гиду Мантега заявил, что Бразилия и другие страны БРИКС готовы оказать финансовую поддержку европейским государствам и направить для этого дополнительные средства в МВФ. Однако за свою помощь развивающие страны хотят получить и уступки. Во-первых, они хотят реформы квотирования голосов в МВФ, во-вторых, требуют и экономических гарантий. В частности, вложить больше средств в фонд должны не только страны БРИКС, но и европейцы и США.
Против наращивания фонда выступают США и Германия, которые обладают наибольшей квотой в МВФ и не хотят размывания своих долей. В целом именно Германия в последнее время тормозит принятие всех тех решений, которые предполагают «коллективную ответственность» стран за долговой кризис еврозоны. Так, ранее канцлер Германии Ангела Меркель выступала категорически против выпуска единых евробондов – государственных облигаций, которые могут ухудшить условия заимствований для Германии. В минувшую пятницу Германия начала лоббировать еще одну – в целом дезинтеграционную – идею. Проблемные страны, чей госдолг превысил 60% ВВП, должны погашать свои долги не из единого фонда, а из своих собственных, национальных фондов, которые для этого надо сначала создать. По мнению немцев, только так можно будет вернуть доверие инвесторов к евро. Минфин Германии озвучил свою позицию: «Мы убеждены, что общая ответственность за долги сейчас – это неверный сигнал. Мы считаем, что государства должны сократить долг до 60% ВВП самостоятельно». Вопрос лишь в том – смогут ли пойти на такой шаг сами проблемные страны.