Комнаты отдыха в некоторых компаниях выглядят экзотично.
Фото ИТАР-ТАСС
Тренажерный зал, теннисный стол или душевая могут повысить эффективность работы офисного персонала, считают сами работники. Помогают и другие дополнительные удобства: бесплатный кофе, бильярд или отдельная комната отдыха. Данные о предпочтениях офисного планктона, которые могли бы помочь работе, опубликовали московские специалисты по подбору персонала, опросившие конторских работников в крупных городах. Однако налоговые службы крайне негативно смотрят на любые офисные излишества.
Тренажерный зал, теннисный стол, бассейн, причем чтобы все эти удовольствия были в шаговой доступности от рабочего места – именно этого сегодня желает офисный планктон. Клерки хотят трудиться с максимальным комфортом. И крупные компании, откликаясь на социальный запрос трудящихся, активно им в этом способствуют, что подтверждают результаты исследования этой проблемы, проведенной рекрутинговой компанией «Бигл». «Сегодня даже средняя компания может позволить себе разбавить рабочую обстановку небольшими приятными удобствами и при этом – эффективно мотивировать персонал», – подчеркивается в исследовании.
Согласно результатам опроса, около 60% компаний уже имеют в своих офисах кухню, 35% – автомат с бесплатным кофе, 9% – душевую зону, 6% – комнату отдыха, 5% – теннисный стол, 2% – спальню и даже самокат – таковых 1%. Впрочем, 28% респондентов сообщили, что у них дополнительных удобств в офисе для сотрудников нет. При этом в рамках исследования установлено, что наибольшей популярностью у клерков пользуется тренажерный зал. Около 41% респондентов указали его в списке сервисов, способных увеличить эффективность их работы.
Эта «опция» наиболее востребована у респондентов в возрасте 41–50 лет. Второе место по значимости заняло массажное кресло – его хотели бы видеть в своем офисе 37%. Большинство из тех, кто жаждет релаксирующего массажа в рабочее время, – женщины. Опрос показал, что женщины больше внимания уделяют внешнему виду и отдают предпочтение тренажерам и массажному креслу, в то время как мужчины голосуют за развлечения: теннисный стол, бильярд.
На третье место офисные служащие поставили автомат с бесплатным кофе – 35%. А 30% респондентов заявили, что хотели бы иметь на работе комнату отдыха (игровую зону), 21% – душ, 18% – комнату для курения, 17% – кухню, 15% – теннисный стол. Звучали и экзотические пожелания. Так, десятая часть офисного планктона не возражала бы, чтобы работодатели отвели помещение под спальню, 7% хотели бы видеть в учреждении бильярд, 4% – кинозал и 3% – самокат. Кроме того, некоторые респонденты заявили о желании иметь в офисе большие зеркала для танцев, комнату для просмотра теленовостей, комнату для чтения, турник, чистку обуви и одежды, аквариум и бассейн.
По данным опросов, лишь 6% респондентов отрицательно относятся к дополнительным удобствам в офисе, объясняя это тем, что комфорт будет отвлекать их от работы. Отметим, что 9% опрошенных согласны на внедрение дополнительных сервисов, но только если это не повлияет на их доход. При этом 65% «за» комфортный офис, поскольку им хотелось бы работать в компании, заботящейся о своих сотрудниках. А 16% уверены, что это сделало бы атмосферу в офисе более позитивной и дружелюбной. Около 10% работников готовы проводить на работе больше времени в случае появления дополнительных удобств.
Опрос представителей кадровых служб компаний показал, что 43% работодателей видят необходимость делать офис более комфортным и готовы обратить на это внимание, когда позволит бюджет. У 35% уже есть ряд сервисов, и они планируют развивать их дальше. Однако 9% считают, что лучше использовать другие инструменты для мотивации персонала. По мнению работодателей, наиболее эффективно мотивировать персонала способна кухня – за нее проголосовали 50% респондентов из кадровых служб, далее идет автомат с бесплатным кофе (48%), комната отдыха (39%), массажное кресло (37%), тренажерный зал (30%).
«Тенденция повышения требований сотрудников к обустройству офисного пространства за последние годы объясняется изменениями на рынке труда: из рынка работодателя в период кризиса он превратился в рынок кандидата. Зачастую сегодня именно кандидат диктует условия, а работодатель вынужден усиливать инструменты как привлечения новых сотрудников, так и их дальнейшего удержания» – так прокомментировал материалы исследования руководитель проектов компании «Бигл» Александр Сергеев.
Опрошенные «НГ» эксперты в целом с таким выводом согласны. Директор по маркетингу и рекламе сети музыкальных салонов «МузТорг» Максим Алтухов заявил, что считает требования дополнительного сервиса вполне справедливыми. «У нас имеется кухня для персонала и комната отдыха. Есть даже небольшой тренажерный зал. Подобные удобства дают возможность «перевести дух» в часы работы, существенно повышая эффективность труда», – отметил менеджер. По его словам, руководство «МузТорга» учитывает даже то, что многие сотрудники – профессиональные музыканты, и предоставляет им возможность заниматься любимым делом – то есть играть на музыкальных инструментах.
«Мы много времени проводим за компьютером, у многих из нас сидячий образ жизни. Отсюда вывод – физическая активность необходима. Следовательно, открытие спортивных корпоративных залов в компаниях задача номер один. С моей точки зрения, спортивный зал и другие удобства, несомненно, способствуют повышению эффективности труда сотрудников», – подчеркнул директор по персоналу SAP СНГ Шломит Груман-Навот. В русле этой политики следует и руководство Банк Хоум Кредит. По словам замдиректора департамента по работе с людьми Кирилла Попова, еще при проектировании офиса банка на каждом этаже предусмотрели оборудование просторных и удобных зон отдыха, открытых террас для летнего периода. Также в офисе для сотрудников есть полностью оборудованные кухни.
«У нас перед глазами два крайних примера – Греция, где все развлекаются больше, чем работают, и Китай, где все пашут как проклятые. Поэтому дополнительные возможности нужно предоставлять, от настроения сотрудников зависит их креативность, энтузиазм, но гонка соцпакетов реально опасна для экономики», – убежден гендиректор компании Contour Components Владимир Некрасов. Тем более что бизнес не мотивирован к этому со стороны властей. Налоговых льгот на покупку тренажеров и массажных кресел нет. Все это можно покупать только из прибыли.
Налог на прибыль платится от разницы доходов и расходов. В расходы налоговая инспекция разрешает включать только то, что связано с деятельностью предприятия. А, например, бесплатный кофе для сотрудников не связан с деятельностью предприятия. В итоге этот кофе работодателю обойдется процентов на 20 дороже, замечает Некрасов.
«Современная корпоративная культура отличается более социальной направленностью. Если говорить о налоговых льготах, то наше государство в лице налоговой крайне негативно смотрит на любые формы поощрений и трактует это как дополнительный налогооблагаемый доход», – подчеркнул коммерческий директор «Шреи Лизинг» Александр Бахмацкий. Он считает, что работодателю проще увеличить работнику его доход, чем выделять средства на льготы, а потом объясняться с налоговыми органами.
О чем мечтают работники офисов в российских городах | |
Дополнительные удобства | Частота═упоминаний, % |
Тренажерный зал | 41 |
Массажное кресло═ | 37 |
Автомат══с бесплатным кофе | 35 |
Комната отдыха | 30 |
Душевая зона | 21 |
Комната для курения═ | 18 |
Кухня | 17 |
Теннисный стол | 15 |
Спальня═ | 10 |
Бильярд═ | 7 |
<>Источник: опросы компании «Бигл» |