Прогресса в борьбе со взяточничеством пока не наблюдается.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Система коррупции в России развивается в двух противоположных направлениях: с одной стороны, в стране появились новые антикоррупционные законы, но с другой – мздоимство чиновников стало более агрессивным и уже совсем не подходит под определение добровольных подаяний. Такой вывод об особенностях российской коррупции опубликовали вчера эксперты российского подразделения организации Transparency International (TI-Россия).
«Наша коррупция приобрела черты коррупционного вымогательства, – отметили вчера аналитики TI-Россия. – Люди, находящиеся во власти, рассматривают свои позиции как способ постоянного незаконного обогащения». Согласно последнему Индексу восприятия коррупции – 2011 (ИВК), уровень этой проблемы в России по-прежнему остается довольно высоким.
В частности, несмотря на прогресс, РФ остается в ряду с Угандой и Нигерией и занимает одно из последних мест в списке 182 стран. И кардинальных изменений в борьбе с этим злом эксперты пока не отмечают. Согласно докладу TI-Россия, Россия по уровню восприятия коррупции находится на 143-м месте с индексом 2,4 балла. Соседями РФ по списку стали Азербайджан, Белоруссия, Коморские острова, Мавритания, Нигерия, Восточный Тимор, Того и Уганда. Между тем прогресс налицо, учитывая, что в прошлом году РФ занимала 154-е место с индексом 2,1 балла. Поясним, что рассчитываемый специалистами Transparency International ИВК определяет уровень коррупции в госсекторе – от 0 (высокий уровень коррупции) до 10 (коррумпированных чиновников почти нет).
В тройку наименее коррумпированных стран в 2011 году вошли Новая Зеландия (индекс – 9,5 балла), Дания (9,4) и Финляндия (9,4). Самыми коррумпированными странами стали Сомали (1 балл) и Северная Корея (1 балл), которая была включена в рейтинг впервые.
Чуть лучше, чем в России, Азербайджане и Белоруссии, дела обстоят в Молдавии (2,9 балла), Казахстане (2,7) и Армении (2,6). На одну позицию в списке TI от России отстают Украина и Таджикистан (по 2,3 балла). Киргизия занимает 164-ю строчку рейтинга с 2,1 балла, а Туркмении и Узбекистану пришлось поделить 177-ю строчку рейтинга, набрав всего по 1,6 балла.
Между тем эксперты TI-Россия с тревогой отмечают тот факт, что значительную роль в коррупционных отношениях в России стало играть не «добровольное» взяточничество, а коррупционное вымогательство, объемы которого оценить крайне сложно. «В России мы, к сожалению, имеем дело не с доброй, традиционной коррупцией, которая была во всем мире всегда», – заявила вчера директор центра TI-Россия Елена Панфилова.
В свою очередь, эксперт TI-Россия Юлий Нисневич отметил, что взятка в России не характеризует уровень коррупции. «Чиновники не дураки, и брать банальные взятки они уже давно перестали... – пояснил он. – Один из вариантов, который широко используется в стране, – это коррупционное рейдерство, коррупционный захват предприятий». При этом он сказал, что такие нарушения законодательства эксперты склонны относить к экономическим преступлениям. «В восприятии экспертов, особенно внешних, все-таки еще нет такого системного понимания, что коррупция – это не только экономическое явление... Для России коррупция не только неправомерное материальное, но и политическое обогащение», – отметил Нисневич.
По мнению экспертов «НГ», ситуация с коррупцией в России не меняется, несмотря на вроде бы положительные сдвиги в международных рейтингах. «Прогресса фактически почти нет, – сетует аналитик агентства «Инвесткафе» Антон Сафонов. – Все ограничивается несколькими крупными уголовными делами, но системное противодействие ведется не очень эффективно. Дело просто в том, что вместе с ростом заработных плат растут и ставки по взяткам, при том что схемы получения и дачи взяток стали значительно сложнее, поэтому и классическая взятка пользуется все меньшей популярностью. Многие, в том числе и сами чиновники, убеждены, что какие-то решения или быстрые действия должны вознаграждаться, поэтому коррупционное вымогательство и имеет место».
Аналитик компании БКС Богдан Зыков отмечает, что «прогресс в борьбе с коррупцией есть, но он небольшой, и ее уровень в стране все еще очень высок и снижается крайне медленно». «Уровень этот зависит от многих факторов, прежде всего от самосознания граждан и благосостояния на всех ступенях общества, – говорит эксперт. – Победить коррупционные схемы быстро и в полной мере не получится. Это процесс длительный и системный».