Рабочие в Воткинске не задумываются о том, что на их зарплату влияет принадлежность к титульной нации.
Фото ИТАР-ТАСС
Зарплата русского населения в России, как правило, ниже, чем у представителей других национальностей. В регионах с преобладающим русским населением их зарплата в среднем на 18% ниже, чем у татар, украинцев, армян и других меньшинств. Во многих национальных республиках – таких как Татарстан или Кабардино-Балкария – заработки русских также ниже, чем у представителей титульной нации. Редкие исключения можно обнаружить лишь в нескольких регионах – Коми, Удмуртии или Чувашии.
Такие данные вчера опубликованы Лабораторией исследований рынка труда Высшей школы экономики (ВШЭ). Специалисты не подвергают сомнению данные статистики и опросов, которые были проведены в 32 регионах страны, но жарко спорят о причинах «зарплатной дискриминации» русских.
«В регионах, где преобладает русское население, разрыв в зарплате значим, и русское население зарабатывает в среднем на 18% меньше представителей национальных меньшинств», – заявляет автор исследования «Межнациональные различия в оплате труда в России» доцент кафедры статистических методов ВШЭ Лилия Родионова. В ее работе использовались данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) ВШЭ за 2000–2009 годы. Согласно полученным результатам, дифференциация в заработной плате представителей титульных и нетитульных наций в России различается в зависимости от региона проживания. Во многих национальных республиках представители титульной нации получают в среднем на 12–13% меньше – отмечается в докладе. Но из этого правила есть и исключения. «В Чувашии, Коми и Удмуртии представители титульных наций зарабатывают в среднем меньше на 53%, чем представители нетитульных наций», – пишет Родионова. А в Татарстане и Кабардино-Балкарии представители титульных наций – напротив – зарабатывают в среднем на 13% больше, чем представители нетитульных наций. Авторы исследования попытались найти причины «зарплатной дискриминации», которые можно было бы объективно подтвердить математическими методами. Однако особых успехов здесь пока не достигнуто: проверенные авторами гипотезы об уровне образования или условиях проживания могли объяснить лишь около половины наблюдаемых различий.
Накануне публикации данных о причинах «зарплатной дискриминации» русских методы исследования Родионовой вызвали бурную дискуссию в ВШЭ. Старший научный сотрудник Центра трудовых исследований ВШЭ Анна Лукьянова, которая выступила в роли оппонента, подтвердила, что доклад достоин публикации, хотя и необходимы новые углубленные исследования. Одна из главных претензий касается недостатков в использованных математических методиках.
Готова критиковать новое исследование и директор региональной программы Независимого института социальной политики (НИСП) Наталья Зубаревич. «Этническая представленность недостаточно достоверна, как и сама выборка, – говорит аналитик. – Зарплата в регионах зависит от отраслевой структуры занятости, которая, судя по всему, не была должным образом изучена. Например, в Коми сельское население – это и есть титульная нация – коми, тогда как русские работают в основном в городах, отсюда и разрыв в зарплатах в пользу русских». Вывод Зубаревич категоричен – результаты исследования некорректны, выборка, по которой оно делалось, недостаточна для каких-либо выводов, и в ней нужен более детальный учет структуры занятости.
В свою очередь, аналитик агентства «Инвесткафе» Антон Сафонов согласен, что скорее всего различия действительно есть, но их нельзя объяснить целенаправленным ущемлением титульной нации. «На мой взгляд, это статистическая разница, и глубинные причины здесь найти непросто», – отмечает он. «Необходимо сравнивать не средние показатели, а зарплаты с разбивкой по отраслям и конкретным профессиям, иначе сравнение будет некорректно», – пояснил Сафонов.
«Для вывода о дифференциации зарплат по национальному признаку нужны точно сформулированные критерии, – напоминает аналитик компании «БКС» Богдан Зыков. – В Татарстане, Башкирии, Кабардино-Балкарии и некоторых других республиках очень сильны национальные диаспоры, соответственно их «административный» ресурс позволяет представителям местных народностей занимать более «хлебные» должности. Отсюда может возникать разрыв в зарплатах. При этом многое зависит от уровня национальной самоидентификации той или иной народности, например, в том же Татарстане, Якутии или Чечне этот уровень выше, чем в Удмуртии или Коми», – отмечает Зыков.