Установка контрольных рамок профинансирована из госбюджета.
Фото РИА Новости
Вчера президиум правительства анализировал успехи в реализации программы обеспечения безопасности населения на транспорте. Цена вопроса чрезвычайно высока. Только в текущем году профильные министерства и ведомства получили в общей сложности почти 10 млрд. руб. на обеспечение защиты жизни и здоровья пассажиров. Однако многие меры, по оценке экспертов, носят демонстративный характер, по сути не устраняя потенциальных рисков терактов и катастроф.
Заседание президиума началось с приятных экономических новостей. Их генератором выступила министр экономического развития Эльвира Набиуллина, порадовавшая премьера Владимира Путина сообщением о низких темпах роста потребительских цен в 2012 году. В настоящий момент накопленная инфляция составила всего 5,5%, тогда как в прошлом году была 7,5%. В этом году, поделилась сокровенным Набиуллина, инфляция может составить даже меньше 7%, заложенных в официальный прогноз.
Премьер поддержал позитивный макроэкономический тренд заседания, заявив, что по итогам года бюджет будет профицитным. Справедливости ради отметим, что такие оценки уже звучали в стенах Белого дома в сентябре и октябре. И всегда они преподносились как новость номер один. На этот раз и.о. главы Минфина Антон Силуанов, так же как и ранее его бывший шеф Алексей Кудрин, подтвердил справедливость слов Путина – профицит ожидается на уровне 300 млрд. руб., что соответствует 0,3–0,4% ВВП. Впрочем, вчера разговор на тему профицитного бюджета 2012 года развернули в новое русло. Силуанов предложил направить 300 млрд. руб. допдоходов на сокращение программы госзаимствований в будущем году. Это позволит не собирать с рынка ликвидность, столь необходимую для экономики. Предложение Силуанова вчера получило полную поддержку премьера. Путин тоном, не предполагающим сомнений в правоте, заявил, что эти деньги пойдут на поддержку отраслей и создание рабочих мест.
Переключившись с общеэкономических вопросов на программу обеспечения безопасности пассажирских перевозок, премьер сообщил о растущих объемах пассажироперевозок в России. По его словам, этот сектор уверенно восстанавливается после кризиса. За девять месяцев общий пассажирооборот увеличился на 4%. Дальнейшее развитие отрасли связано не только с повышением комфортности и доступности населению транспортных услуг, но и с обеспечением высокого уровня безопасности пассажиров.
Сегодня в повестке дня – обновление транспортного парка, создание современной инфраструктуры, подготовка кадров для гражданской авиации, флота, РЖД, муниципального транспорта. Один из приоритетов – обеспечение безопасности на метрополитене, железнодорожном, морском и речном, авиационном и автомобильном транспорте. Поставлена задача оснастить объекты транспортной инфраструктуры инженерно-техническими средствами досмотра и защиты. Этим занимаются МВД, ФСБ, МЧС, Минтранс, Ростраснадзор, Росавиация, Росавтодор, Росжелдор и Росморречфлот. На эти цели казна выделила почти 10 млрд. руб. Например, ФСБ, МВД и МЧС на повышение уровня безопасности на транспорте в этом году получили 1,24 млрд. руб., 1,41 млрд. руб. и 1,84 млрд. руб. соответственно.
Министерства и ведомства с бюрократическим упорством осваивают контртеррористический бюджет, направляют деньги не только на закупку спецоборудования, но и на совершенствование нормативной правовой базы. Вчера глава Минтранса Игорь Левитин отчитался об уже вступивших в силу нормах, которые определяют порядок аккредитации специализированных организаций и ведения реестра объектов, проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Министерством также утвержден порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности. Одновременно организуется охрана объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства, расположенных на автомобильных дорогах федерального значения. Взяты под охрану мосты и тоннели – всего 124 сооружения. Специализированные организации проводят оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Таким образом, ведомства, правоохранительные органы и спецслужбы с чувством исполненного контртеррористического долга отрапортовали об успешном выполнении мероприятий, прописанных в госпрограмме. Входы в здания аэровокзалов, например, оборудованы пунктами досмотра, на которых осуществляется тотальная проверка пассажиров и багажа. Собираются многолюдные очереди. И это таит в себе опасность. Если разобраться, целью террористов являются не вокзалы и аэропорты, а люди, которые собираются там в большом числе. И для злоумышленников нет принципиальной разницы, где приводить в действие бомбу – за или перед рамкой металлоискателя, установленной на входе в вокзал или аэропорт. Похоже, на этот риск спецслужбы внимания обращают в меньшей степени, о чем остается сожалеть.
У граждан же выбора нет. Они вынуждены принимать навязчивый, но на поверку не всегда эффективный сервис правоохранительных органов. Тем более что с юридической стороны нарушений как таковых нет. «Речь идет о повышении безопасности на транспорте, при помощи установления специальных технических приборов и устройств, позволяющих определять потенциально опасные грузы и другие вещи, которые перевозят пассажиры, способные причинить вред здоровью людей, повлечь их гибель. Эти меры, на мой взгляд, не нарушают прав и свобод граждан», – говорит юрист адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Дмитрий Щеглов. По его словам, при необходимости личный досмотр и осмотр личных вещей должны осуществляться обязательно в присутствии понятых, а при изъятии какой-либо вещи у гражданина – составляться соответствующий протокол.