Глава правительства Владимир Путин рассуждает о развитии налоговой системы страны.
Фото ИТАР-ТАСС
Вчера премьер Владимир Путин участвовал в международной конференции «Налогообложение – современный взгляд», которую организовала Федеральная налоговая служба (ФНС). Премьер произнес речь о настоящем и будущем налоговой системы России и поздравил налоговиков с профессиональным праздником, но не стал вмешиваться в дискуссию о целесообразности отказа от НДС в пользу налога с продаж.
Присутствие Владимира Путина на конференции ФНС резко повысило статус мероприятия. Однако еще до появления премьера дискуссия разгорелась жаркая. Своим видением состояния и перспектив развития налоговой системы поделились глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, и.о. министра финансов Антон Силуанов, глава ФНС Михаил Мишустин, помощник президента Аркадий Дворкович. Спор возник по поводу того, можно ли считать нынешнее налоговое бремя чрезмерным.
По формальным признакам совокупная налоговая нагрузка в России составляет около 32%. Это соответствует уровню налогообложения Германии, Англии, Бразилии и ниже, чем в Швеции, Италии, Франции, Норвегии. На этом настаивал Силуанов. С ним категорически не согласился Дворкович, отметивший, что реальная налоговая нагрузка близка к 40%. Помощник президента после этих слов обрел надежного союзника в лице главы Минэкономразвития. «Уровень налоговых ставок у нас уже приблизился к критической величине, и дальнейшее повышение ставок на общие налоги приведет к давлению на экономику и к выпадению доходов», – сказала министр. При этом она указала альтернативный источник бюджетных доходов – дополнительный рост экономики на 1% в год соответствует повышению НДС на 1% или увеличению цен на нефть на 2 долл. за баррель.
Набиуллина разъяснила, что обещание властей не повышать налоги не означает сохранения системы в неизменном виде.
«Меньше налогов должно быть на деятельность, больше – на имущество, потребление» – призыв Набиуллиной прозвучал на манер революционного лозунга. Так в дискуссию была вброшена тема отказа от НДС в пользу налога с продаж. Этот налог вводился в России в 1991 и 1998 годах. Набиуллина подтвердила, что в правительстве вновь серьезно прорабатывается вопрос возврата этого налога. «На мой взгляд, нужно говорить не столько о ставках, сколько о перераспределении налоговых поступлений между центром, регионами и муниципалитетами. Никаких табу для нас в этой дискуссии нет», – подчеркнула она. По мнению Дворковича, переход с НДС на налог с продаж (НСП) со ставкой 10% можно организовать за два-три года. Причем можно ожидать быстрый результат с точки зрения легализации серых секторов экономики и существенного роста налоговых доходов.
У бизнеса своя правда. Финансовый директор RosLogistics Давид Гуссе уверен, что будет легче изменить ставку НДС, чем ввести НСП в третий раз. «Коррекция ставки НДС должна быть проведена аккуратно, чтобы не увести часть экономики в серые схемы. На сегодняшний день налоговые ставки в России немного выше, чем в ряде европейских стран: так, в Германии – 19%, во Франции – 19,6%, в Великобритании – 20%», – отметил Гуссе.
Руководитель ФНС Михаил Мишустин и замруководителя аппарата правительства Кирилл Андросов оценивают качество налоговой системы. Фото с сайта правительства РФ |
Главбух «Рено Тракс Восток» Ирина Аваева считает принципиальным, чтобы был один налог, а не два. Второй момент – оба налога имеют сходства, и многое зависит от ставок, условий и принципов исчисления. «На мой взгляд, НДС более предпочтителен, нежели НСП, хотя и более сложен для исчисления», – сказала Аваева.
«Государство не любит возвращать НДС предприятиям даже в случаях полной законности требований. Любое требование о возврате – это как минимум камеральная проверка, а если сумма к возврату превышает негласный порог, то решение о возврате принимает вышестоящей инстанция», – говорит гендиректор компании «Шреи Лизинг» Ростислав Футало. К предприятиям у налоговиков часто отношение как к потенциальным нарушителям и мошенникам: «докажи, что не обманываешь». К тому же в стране действует большой бизнес по возврату НДС за откат. Это отдельная большая тема. Если искоренить эти пороки НДС, то экономия с лихвой перекроет государству выгоды от перехода на налог с продаж.
Есть и другое мнение. «Для бизнеса и для государства более выгоден налог с продаж. Администрирование и учет налога с продаж являются более простыми по сравнению с администрированием и учетом НДС. Налог с продаж подлежит уплате только лицом, реализующим товары (работы, услуги) конечному потребителю, что исключает сложное налоговое администрирование по всей цепочке производителей и поставщиков», – говорит адвокат коллегии «Вашъ юридический поверенный» Демин Дмитрий. Юрист указывает на то, что переход на налог с продаж позволит выйти ряду секторов бизнеса из тени, исключит сложные схемы по уклонению от уплаты налогов, что в итоге приведет к увеличению собираемости налоговых платежей, с одной стороны, и к улучшению делового оборота – с другой.
Спор едва ли разрешится до президентских выборов. А значит, точку скорее всего будет ставить уже новый глава государства. Интрига, кто им станет, как таковая отсутствует. По этой причине вчерашнее выступление Путина имело для налоговиков и бизнеса программный смысл. Премьер сказал об успехах последних лет. К ним он отнес сокращение количества налогов с нескольких десятков до 13, которые дополняют четыре специальных налоговых режимов.
Сложившуюся налоговую систему Путин назвал «современной и конкурентоспособной», признав при этом необходимость продолжить ее тонкую настройку. В его понимании налоги должны быть максимально удобными и комфортными для людей и бизнеса. Они призваны стимулировать структурное обновление отечественной экономики и социальной сферы. Налоговые платежи должны равномерно наполнять бюджеты всех уровней.
Принципиальная позиция правительства – увеличение доходов казны следует обеспечить не за счет роста налогового бремени, а за счет улучшения налогового администрирования. К важнейшим достижениям на этом тернистом пути Путин отнес рост собираемости налогов. По его словам, в этом году в консолидированный бюджет России поступит около 9,8 трлн. руб., что в семь раз больше, чем было в 2000 году. Почему дело ограничилось 11-летним периодом, а не каким-нибудь 1913 годом, всем понятно. Это годы президентства и премьерства Путина. Соответственно волнующий воображение рост налоговых поступлений в бюджет логично отнести к его личным заслугам.
И этих заслуг скоро должно стать больше, поскольку в списке задач, поставленных вчера ФНС Путиным, – упрощение процедур сдачи отчетных документов, избавление от лишних бумаг и запутанного документооборота. Для этого на модернизацию отечественной налоговой службы будет направлено порядка 30 млрд. руб. Без этого стране грозит потеря налогоплательщиков. С формированием единого экономического пространства у российского бизнеса открывается возможность работать на территории Казахстана и Белоруссии. Сотни российских компаний уже «сменили прописку», перебравшись в Казахстан, где налоги ниже, а система прозрачнее. Поедут и в Белоруссию, не исключил Путин, если в России сфера налогов не будет совершенствоваться.