Главы Азербайджана, Туркменистана и Казахстана Ильхам Алиев, Гурбангулы Бердымухамедов и Нурсултан Назарбаев не раз обсуждали перспективы Каспийского региона.
Фото РИА Новости
Конкуренция за поставки газа в Европу грозит вылиться в вооруженное столкновение на Каспийском море, принадлежность акватории которого остается предметом международных споров. Вчера президент Казахстана Нурсултан Назарбаев назвал перспективу строительства Транскаспийского газопровода (ТКГ) из Туркмении в Азербайджан «очень туманной». А российские эксперты прямо предупреждают, что игнорирование позиции Москвы может привести к силовому противостоянию, подобному грузинскому сценарию 2008 года. Между тем Евросоюз требует от России не чинить проекту ТКГ препятствий, угрожая в противном случае тормозить продвижение «Южного потока».
«Это пока на уровне разговора много лет идет», – добавил Назарбаев в интервью Интерфаксу, говоря о проекте Транскаспийского газопровода. Позицию Астаны уточнил вчера и глава национальной компании «КазМунайГаз» Болат Акчулаков: «Пока вопрос о правовом статусе не будет определен, мы проектом этим не занимаемся». Ранее и МИД РФ, и президент Дмитрий Медведев заявляли, что строительство трубопровода недопустимо, пока не получено согласие всех прикаспийских стран.
Азербайджан и Туркмения заявляют о том, что ТКГ пройдет внутри национальных секторов этих двух стран, и поэтому остальные прибрежные страны Каспия не могут диктовать Баку и Ашхабаду, что им нужно делать в своих территориальных водах. К тому же все прикаспийские страны уже ведут добычу нефти и газа в своих секторах моря. Однако Москва настаивает на том, что деление на национальные сектора было чисто условным и пока пять стран не подписали рамочного документа о правовом статусе Каспия, ни одна из них не вправе строить трубопровод по дну Каспия, даже внутри своих «национальных секторов».
Впрочем, комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер заявлял, что если Россия будет использовать тактику угроз, то у нее будут большие проблемы. Он дал понять, что если Москва помешает строительству Транскаспийского трубопровода, то Европа не позволит ей строить «Южный поток», конкурирующий с Nabucco.
Между тем некоторые российские эксперты считают, что Москва может защищать свою позицию не только дипломатическими методами. Так, завотделом Института стран СНГ Михаил Александров сообщил «НГ», что уже несколько месяцев предупреждает высокопоставленных дипломатов Евросоюза о возможности развития событий по силовому сценарию. «Было это на обеде в немецком посольстве, где присутствовал спецпредставитель ЕС по Центральной Азии Пьер Морель, – уточнил он. – Я тогда пытался ему растолковать, что Запад недооценивает решимость Москвы прибегнуть к силе, чтобы не допустить реализации трубопроводных проектов через Каспийское море. И объясняется это не столько экономическими причинами, сколько военно-политическими».
Действительно, Москва не может допустить нарушения правового режима Каспия, установленного соглашениями с Ираном, так как это может привести к правовой анархии в регионе вплоть до появления здесь военных баз третьих стран, отмечает эксперт. А строительство ТКГ будет означать де-факто признание раздела Каспия на сектора. Это для России совершенно неприемлемо, и ей придется действовать в духе операции по принуждению Грузии к миру. «На этот раз придется принуждать Ашхабад и Баку к соблюдению международного права. Возможно, что и путем авиаударов, если они по-другому не понимают, – считает Александров. – После того что НАТО делали в Югославии, Афганистане, Ираке и Ливии, каких-либо сдерживающих барьеров – будь то моральных или правовых – против применения Россией силы на Каспии просто не имеется».
Эту точку зрения разделяет и гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Cимонов. «Силовой метод – это единственно возможный ответ на эту проблему, – заявил он вчера «НГ». – Очевидно, что Транскаспийский газопровод России не нужен. И это редкий случай, когда у нас есть юридическая правота в этой ситуации. Другое дело, что эту самую правоту мы не можем пока отстоять публично». Задача дипломатов – не допустить строительства, уверен аналитик. Но если их переиграют, а дело идет именно к этому, то других вариантов, кроме как технического, силового или военного решения проблемы, нет. «Кстати говоря, тот факт, что строительство трубопровода до сих пор не начато, говорит о том, что Ашхабаду не дали 100-процентной гарантии защиты от военной реакции РФ, – полагает Симонов. – И лишь опыт августовской войны в Грузии сегодня сдерживает Ашхабад.
Юридически позиция РФ абсолютно оправданна, и Иран ее разделяет. Казахстан нейтрален в этой ситуации, так как он не будет крупным экспортером газа. Но есть другой игрок на этом рынке, о котором часто забывают, – Китай, которому ТКГ также не нужен. Сегодня Пекин дешево покупает туркменский газ, а завтра, если планы поставок в Европу будут реализованы, Ашхабад может поднять цену, что Пекину явно не понравится».
Внимание стран–потребителей нефти и газа приковано к берегам Азербайджана и Туркмении. Фото Reuters |
В свою очередь, руководитель отдела инвестанализа компании «Универ» Дмитрий Александров исключает саму возможность начала строительства по самым разным причинам: неочевидные перспективы роста потребления газа в ЕС, неопределенная экономическая ситуация, наличие альтернативных источников поставки газа с южного и северо-западного направлений в Европу. «Соответственно, силового противостояния не должно произойти, – надеется эксперт. – Вместе с тем Россия и Иран – основные противники Транскаспия – обладают и наиболее солидными силами. Вместе с тем риски военного инцидента в России, похоже, рассматривают как серьезные, поэтому программа модернизации ВМФ на Каспии выглядит более чем впечатляюще». Но есть и другие мнения. Так, зам. главного редактора журнала «Нефть и капитал» Игорь Ивахненко полагает, что силовые действия вряд ли возможны, поскольку строительство ТКГ не является актом агрессии. А к «дипломатии канонерок» Москва не рискнет прибегнуть из-за опасения испортить отношения с ЕС, США и членами СНГ. «Противодействие строительству ТКГ может идти по двум направлениям, – полагает он. – Во-первых, путем мобилизации международных природоохранных организаций, в том числе институтов ООН, а также экологов стран, компании которых могут участвовать в проекте (участники проекта Nabucco) под лозунгом угрозы состоянию Каспия. Во-вторых, путем предложения российской газотранспортной системы для поставок из Туркменистана в Европу по прямым договорам. В краткосрочной перспективе это дало бы возможность Москве как минимум обострить споры вокруг проекта ТКГ, из чего можно было бы извлечь дивиденды для «экологической атаки» и по крайней мере выиграть время. А в долгосрочной перспективе можно будет сохранить контроль над транзитом и использовать его в стратегических играх с Западом».
Военное присутствие России в Каспийском море
До 2020 года Каспийская флотилия получит до 16 новых кораблей. Из состава оперативно-стратегического командования «Юг» морякам будут переданы некоторые авиационные части. Кроме того, в арсенале Каспийской флотилии появятся и береговые ракетные комплексы «Бастион», которые способны уничтожать надводные цели сверхзвуковыми крылатыми ракетами «Яхонт» на дальности до 300 км. До января 2012 года Каспийская флотилия получит первый из серии новых ракетно-артиллерийских кораблей типа «Буян-М» – «Град Свияжск». Также на боевое дежурство на Каспии заступят три новейших десантных корабля. При этом не надо забывать о флагмане Каспийской флотилии – сторожевом корабле «Татарстан», зачисленном в состав ВМФ в 2002 году. Его ударный комплекс «Уран» способен на дальности в 130 км уничтожить любой объект противника.