В царской России миллионы людей по доброй воле перебрались в Сибирь, чего сегодня не удается повторить нынешним властям.
Фото с сайта www.klin-demianovo.ru
Имя Петра Столыпина – автора и исполнителя экономических реформ, проведенных в начале ХХ века, священно для правящей элиты современной России. К заслугам царского премьера относят в том числе эффективную миграционную политику, благодаря которой миллионы крестьян переселились в Сибирь и на Дальний Восток. Повторить успех вековой давности пока не удается. Сегодня потоки трудовых мигрантов-россиян заполняют не обезлюдившие территории за Уралом, а Москву и Петербург.
Вчера в Федеральной миграционной службе состоялась конференция «Столыпинские чтения. Опыт организации миграционных процессов в России». Параллели между прошлым и настоящим, которые глава ведомства Константин Ромодановский провел во вступительном слове, оказались не в пользу настоящего. С легкой руки Петра Столыпина в неостывших от революции 1907 и 1908 годах в Сибирь переехали 590 тыс. и 760 тыс. крестьян соответственно. В общей же сложности за несколько лет за Урал переселилось более 3,7 млн. человек, тогда как сейчас масштабы ежегодной внутренней трудовой миграции в 25–30 раз скромнее, признал чиновник.
Протоиерей Всеволод Чаплин, заняв место на трибуне конференции, оперировал не столько духовными категориями, сколько материальными. Именно из его уст прозвучал почти программный лозунг: «Вопросы заселения огромных территорий России – вопросы жизни и смерти». Опыт столыпинских реформ свидетельствует о возможности проведения успешных масштабных преобразований, подчеркнул Чаплин. Один из уроков, которые следует извлечь из реформаторской деятельности Столыпина, – не деньги давать, а создавать им условия для раскрытия инициативы.
Рождение крестьянина-собственника и усиление позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе – решение этих задач было для царского премьера приоритетным, убежден президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов. В этом контексте переселенческая политика стала главным делом жизни Столыпина. В свою очередь, именно крестьяне-переселенцы в начале прошлого века явились мощной движущей силой ускорения развития Сибири. Никонов назвал принципы, которыми руководствовался Столыпин. В их числе безусловное знание проблем переселения, законодательное обеспечение миграционной политики, а также регулирование переселенческих процессов.
В свою очередь, представитель Минздравсоцразвития Георгий Гаденко обнаружил много схожего в ситуации на рынке труда, сложившейся в годы правления Столыпина и сегодня. И тогда, и сейчас в России существуют серьезные диспропорции – есть территории, где переизбыток рабочей силы, а есть территории, где эта сила в дефиците. По госпрограммам на содействие со стороны государства могут рассчитывать желающие переехать в село, а также безработные, готовые ради трудоустройства сменить место жительства. Но казна им выплачивает незначительные суммы. Чтобы стимулировать переезд, Минздравсоцразвития разработало законопроект, по которому переселяющимся в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости предусмотрена выплата единовременного денежного пособия в размере от 40 до 120 тыс. руб. Если закон будет принят, то «подъемные» начнут выплачивать уже со следующего года.
Так, переселяющимся в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости предусмотрена выплата единовременного денежного пособия в размере от 40 до 120 тыс. руб. Впрочем, большого успеха эта программа не имеет. К слову сказать, при Столыпине политика была несколько иной. Переселенцам выделялись займы, которые они погашали, когда становились на ноги. Кроме того, существовал жесткий отбор. В Сибирь отправляли лишь наиболее деятельных крестьян, способных стать эффективными земельными собственниками.
Во времена Столыпина нашлись миллионы готовых отправиться за тысячи километров в поисках лучшей доли. Ну а сегодня чиновники сетуют на низкую мобильность россиян. В прошлом году всего 9 тыс. пожелали покинуть насиженные места ради новой работы. Причем эти переезды были совершены в пределах регионов. Георгий Гаденко к особенностям нашего времени отнес маятниковую миграцию. Это когда люди переезжают работать временно, а затем возвращаются в родные города и веси.