Средняя цена продаваемого в России автомобиля уже превысила 25 тысяч долларов.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
Продажи новых автомобилей выросли в январе–сентябре 2011 года на 75% в денежном выражении и на 45% – в количественном. Такие сенсационные данные о росте российского авторынка были опубликованы вчера в обзоре Price-waterhouseCoopers. Для сравнения: реальные располагаемые доходы населения растут в десятки раз медленнее – всего около 3% к тому же месяцу прошлого года. Но, несмотря на скромный рост доходов, граждане покупают все более дорогие автомашины.
Рынок новых легковых автомобилей в России в денежном выражении за три квартала 2011 года вырос на 75% – до 42,8 млрд. долл. В количественном выражении продажи увеличились на 45%, говорится в новом обзоре PricewaterhouseCoopers (PwC). Одновременно компания улучшила прогноз будущего роста. По ее расчетам, рынок легковых автомобилей в России в 2011 году вырастет на 40% и достигнет 2,5 млн. штук. Ранее PwC ожидала увеличения рынка до 2,1–2,4 млн. штук. Прогноз улучшен за счет роста импорта новых автомобилей до 820 тыс., тогда как ранее прогноз по импорту ограничивался 700 тыс. машин.
Выпуск российских автомобилей вырастет, по новому прогнозу, на 12% – до 620 тыс. (ранее 600 тыс.). Производство иномарок российского производства увеличится на 75% – до 1,060 млн. (прошлый прогноз предполагал выпуск около 900 тыс. машин). Эксперты PwC ожидают, что доля автомобилей, купленных в кредит в 2011 году, повысится до 43%. В 2010 году в кредит было продано только 36% всех машин.
Главную причину роста продаж эксперты видят в увеличении кредитования. «Важными факторами бурного прироста продаж являются доступ к потребительскому кредитованию и к правительственной программе утилизации, a также общая стабилизация экономической обстановки в стране, что позволило населению направить средства на замену старых автомобилей», – говорит аналитик компании «Солид» Елена Юшкова. По ее словам, россияне начинают покупать все более дорогие машины. Средневзвешенная цена одного проданного в стране автомобиля за первое полугодие 2011 года составила 25,55 тыс. долл., что на 12% больше, чем было в конце 2010 года. «Граждане России стали предпочитать иномарки. Тем не менее автомобили марки Lada до сих пор остаются самыми популярными в стране. Средневзвешенная стоимость автомобилей Lada увеличивается из-за изменения структуры сбыта: продажи «классики» уменьшаются, но растут продажи более дорогих моделей Kalina и Priora», – отмечает Юшкова. «Продажи новых автомобилей в России в 2011 году выросли, но нужно учитывать, что в кризис рынок откатился практически на два года назад. База для сравнения, приведенного в отчете, выбрана неудачно, ведь даже в сравнении с 2007 годом (когда мы выходили на уровень продажи 200 тысяч автомобилей в месяц) получается уже совсем другая картина», – замечает гендиректор компании «ФинЭкспертиза Консалтинг» Дмитрий Шустерняк. По его словам, рост или спад на автомобильном рынке точнее измерять не в деньгах, а в количестве проданных авто. «Сейчас происходит скорее не рост авторынка, а его восстановление после кризиса. Если кризис будет протекать по сценарию плавного падения мировой экономики, то авторынок будет расти медленно или даже стагнировать. А если в мире вдруг произойдет резкий обвал, то можно прогнозировать и кратковременный кризис авторынка», – предполагает Шустерняк.
«Всего за 10 месяцев было продано 2,2 миллиона автомобилей, что на 42,5% превышает показатель 2010 года в аналогичном периоде. В то же время упали продажи бессменных лидеров АвтоВАЗа: Lada Kalina – на 4,2% месяц к месяцу, Lada Priora – на 15,4%, а продажи вазовской «классики» снизились на 28,7%. В некотором роде это является реакцией рынка на прекращение госпрограммы утилизации», – отмечает аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин.