В ближайшие годы московским дорожникам придется работать в три смены.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
В ближайшие пять лет в Москве планируется реконструировать 19 вылетных магистралей – важнейших шоссе, связывающих центр города с окраинами и Подмосковьем. На обновленных трассах предполагается фактически установить бессветофорное движение. Стоимость реформирования одной магистрали составит в среднем 8–9 млрд. руб., заявил журналистам заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. Накануне уже завершились первые тендеры на реконструкцию наиболее загруженных трасс – Каширского и Варшавского шоссе.
Правительство Москвы в пятницу подвело итоги тендера на реконструкцию двух первых вылетных магистралей – Варшавского и Каширского шоссе. Работы по модернизации Варшавского шоссе обойдутся столице в 10 млрд. руб., Каширское шоссе будет перестроено за 8,5 млрд. руб. Марат Хуснуллин накануне заявил, что Варшавка и Каширка – два первых проекта из 19 вылетных магистралей, которые мэрия Москвы намерена реконструировать в течение ближайших пяти лет. Среди первоочередных – Волгоградский и Рязанский проспекты, шоссе Энтузиастов, Щелковское, Можайское, Ленинградское шоссе и планируемая магистраль Рублевское-Балаклавское шоссе.
Проекты реконструкции каждой автострады учитывают перспективы модернизации конкретной трассы. В некоторых местах (например, на Варшавском и Каширском шоссе) есть возможности для расширения количества полосности дороги – там будут построены дублеры основной магистрали, в некоторых случаях (Рязанское шоссе) появятся лишь эстакады, развязки и подземные переходы, на отдельных участках придется ограничиться созданием только карманов для общественного транспорта. Строительные работы на Варшавском и Каширском шоссе начнутся в 2012 году, еще по девяти проектам сейчас подготовлена только проектная документация. По словам Марата Хуснуллина, за оставшееся до конца 2012 года будут получены разрешения на строительство на все 19 магистралей.
«Мы пытаемся достичь максимального эффекта за наименьшие деньги», – говорит Марат Хуснуллин. По его словам, из-за чрезмерной дороговизны пришлось отказаться от строительства в столице четвертого транспортного кольца. Заместитель мэра отметил, что правительство Москвы готово привлекать негосударственные инвестиции в модернизацию дорожной системы города – есть предложения даже создать платный северный дублер Кутузовского проспекта. Однако уже существующие дороги платными делать не планируется.
Тендеры на реконструкцию будут проводиться по 19 лотам, и все проекты должны выполняться комплексно. «По каждой магистрали строителям нужно будет выполнить большой объем работ – нужно не только положить дорожное полотно, но и переложить инженерные коммуникации, построить эстакады, развязки и туннели. Правильнее будет, если каждым проектом займется один подрядчик. Это позволит обеспечить безопасность реконструкции и избежать разбалансированности по срокам», – говорит Марат Хуснуллин.
Реконструкция вылетных магистралей должна, во-первых, обеспечить скоростное движение общественного транспорта от окраин к центру и обратно, а во-вторых, максимально увеличить пропускную способность основных шоссе столицы. Для этого на модернизируемых трассах планируется радикально уменьшить количество светофоров (за счет строительства пешеходных переходов), построить новые разворотные эстакады, транспортные развязки и тоннели. Общая протяженность реконструируемой дорожной сети 19 магистралей составит около 270 километров. При модернизации первых девяти магистралей в Москве появятся 78 подземных и 28 надземных пешеходных переходов, будет переложено 615 километров инженерных сетей.
Сейчас проекты реконструкции вылетных магистралей проходят обкатку на компьютерных системах моделирования дорожной ситуации в Москве. В ближайшие дни планы реформирования трасс будут выложены в Интернете для публичного обсуждения – автолюбители смогут внести свои предложения по поводу модернизации дорожной сети столицы. Информация о реконструкции Варшавского и Каширского шоссе уже опубликована на сайте комплекса градостроительной политики и развития Москвы.
Серьезные строительные работы планируется вести по ночам, однако очевидно, что совсем без помех движению автомобилей обойтись не удастся. «В любом случае определенные неудобства, связанные с реконструкцией вылетных магистралей, будут, но мы постараемся их минимизировать», – говорит Хуснуллин. В частности, московских водителей будут держать в курсе планируемых перекрытий шоссе, связанных с предстоящим строительством, – во Всемирной сети будут выкладываться карты объезда реконструируемых участков дороги.
Реконструкция вылетных магистралей – первый масштабный проект реформирования дорожной системы столицы. После его выполнения мэрия намерена заняться модернизацией МКАД – прежде всего ее устаревших развязок «клеверный лист». Затем предстоит построить дороги-связи (хорды) между обновленными вылетными магистралями, а потом – создать пересадочные узлы и новую парковочную систему Москвы.