Новый директор МВФ Кристин Лагард довольна визитом в Россию.
Фото Reuters
России необходимо наращивать объемы суверенных фондов – Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. С таким советом выступила в ходе двухдневного визита в Москву директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард. Она напомнила о высокой чувствительности российской экономики к колебанию мировых цен на энергоносители. Однако стерилизация нефтедолларов, которую советует МВФ, снижает возможности модернизации и диверсификации экономики, обрекая тем самым страну на сырьевую зависимость.
«России необходимо зафиксировать нефтегазовый дефицит бюджета, то есть дефицит без учета доходов от экспорта нефти и газа, на уровне 4% ВВП и стремиться к уровню инфляции 3–5% в год», – заявила вчера на пресс-конференции в Интерфаксе Кристин Лагард. По ее мнению, создание Россией резервов на черный день актуально сейчас, пока мировые цены на нефть остаются на достаточно высоком уровне. Российская экономика все еще крайне уязвима к снижению мировых цен на сырье. Кроме того, европейские банки могут сокращать присутствие в России, что создаст дефицит ликвидности на рынке. В этой ситуации правительству и пригодится подушка безопасности в виде суверенных фондов. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния были созданы в 2008 году на базе существовавшего тогда Стабилизационного фонда. В новых резервных фондах власти накапливали бюджетные сверхдоходы. При этом средства Резервного фонда использовались для покрытия бюджетного дефицита во время последнего кризиса. И едва не были исчерпаны: в марте 2009 года в фонде было почти 4,87 трлн. руб., а в сентябре 2011 года осталось всего около 0,78 трлн. руб. Однако последние месяцы за счет высоких цен на нефть Резервный фонд снова растет в объемах. По прогнозам, к концу года его объем может составить примерно 1,8 трлн. руб.
В случае повторения масштабного кризиса этих денег надолго не хватит. Но от потрясений страну могла бы спасти современная, ориентированная на инновации экономика. Лагард с этим полностью согласна, но указывает, что «в настоящий момент главной первоочередной задачей является преодоление явных и реальных опасностей». Для экспертов эта позиция в целом понятна.
«Ситуация в мире действительно тревожная: экономика еврозоны начинает входить в рецессию, обостряются долговые проблемы третьей по размерам экономики еврозоны – Италии. При этом глубина спада, в который входит экономика Старого Света, пока не известна, а путей выхода из долгового кризиса не видно. В таких условиях сохранность суверенных фондов как подушки безопасности действительно является необходимой», – говорит аналитик финансовой компании «Анкоринвест» Сергей Смирнов.
Руководитель аналитического отдела компании Broco Алексей Матросов полагает, что резервы более разумно использовать на модернизацию экономики. «Оптимальным вариантом будет улучшение технологий в обрабатывающей и перерабатывающей промышленности. Возможно, на это потребуются средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, но это в целом улучшит инвестиционный климат в стране, а также сделает РФ менее зависимой от переработки сырья в других странах», – подчеркивает Матросов.
Альтернатива – «копить или вкладывать в модернизацию» – разделила экономистов на два лагеря, напомнил замгендиректора компании «Совтрансавто» Александр Кравцов. Лидером одного лагеря до последнего времени являлся Алексей Кудрин, который сделал приоритетом увеличение резервов, поскольку считал, что государство не может ни полноценно контролировать бюджетные расходы, ни эффективно распределять их. Второй лагерь представляла глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина с близкими ей экономистами. Они полагают, что госрасходы должны стимулировать увеличение темпов роста российского ВВП, в том числе и за счет резервов, а целенаправленные инвестиции в высокотехнологичные проекты в дальнейшем способствуют уменьшению зависимости от энергоносителей.
В свою очередь, гендиректор «Шреи Лизинг» Ростислав Футало убежден, что создание резервов по совету Лагард или направление госинвестиций на модернизацию экономики не являются взаимоисключающими задачами. Резервы могут создаваться не только за счет сверхдоходов от продажи нефти и газа. В пример эксперт привел Китай и Индию. «Самое время монетизировать скрытые резервы. Какие огромные финансовые ресурсы освободит программа повышения энергоэффективности, более эффективное управление предприятиями и имуществом в госсекторе? Такой же эффект даст сокращение вмешательства государства в экономику. Многие из таких мер не требуют огромных денежных вливаний, но требуют политической воли властей», – подчеркнул Футало.