Эльвира Набиуллина готова защищать свой проект федеральной контрактной системы.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера Минэкономразвития внесло в правительство законопроект о федеральной контрактной системе (ФКС). Документ, по признанию главы министерства Эльвиры Набиуллиной, не прошел согласования с Минфином и Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Чиновники и бизнес возлагают на новый закон о ФКС большие надежды, связанные прежде всего с повышением прозрачности процедур госзакупок, возвращением в эту сферу добросовестных поставщиков товаров и услуг, для которых нет мотивации участвовать в аукционах и конкурсах по действующим сейчас правилам.
«Мы внесем законопроект о ФКС с разногласиями. Есть разногласия с ФАС и Минфином. Есть замечания некоторых других ведомств, которые могут быть учтены. В целом большинство ведомств поддержало концепцию ФКС», – заявила Эльвира Набиуллина журналистам в кулуарах конференции, посвященной проблемам госзакупок, которая состоялась вчера по инициативе «Деловой России».
Министр подчеркнула, что с ФАС по данному законопроекту разногласия носят принципиальный характер. Несмотря на это, Набиуллина выразила уверенность в том, что законопроект будет принят в весеннюю сессию в Госдуме и уже с 1 июля 2012 года вступит в силу. Впрочем, ряд положений может заработать в более поздние сроки – после переходного периода. Новый закон о ФКС подкрепит вступающий в силу с 1 января 2012 года федеральный закон о закупках госкомпаний – № 223-ФЗ, который, в чем твердо убеждена Набиуллина, сделает ситуацию в этой сфере существенно более открытой.
В свою очередь, в ФАС доказывают, что цели, поставленные в рамках реформы госзаказа, могут быть реализованы в поправках к действующему закону № 94-ФЗ. «Законопроект Минэкономразвития делает акцент на контроле результата, в зависимости от которого заказчика поощряют или наказывают. Оценить результат очень сложно. Не понятны критерии. У каждого проверяющего есть свое субъективное мнение. Для проверяющего из одного ведомства результат закупок может оказаться хорошим, для проверяющего из другого ведомства плохим», – говорит эксперт Международного центра финансово-экономического развития Евгений Красавин. ФАС считает, что кроме результата важны еще и контроль процесса, и усиление ответственности заказчика. Иначе не будет разницы, берут откаты или нет, выкинули ли с торгов «чужих» поставщиков или нет, пояснил эксперт.
Участники вчерашней конференции поделились с Набиуллиной своими сомнениями относительно организации закупок госкомпаниями. Министр напомнила, что с 1 января 2012 года вступит в силу новый закон о закупках госкомпаний (№ 223-ФЗ), который сделает ситуацию в этой сфере существенно более открытой. Но, по мнению гендиректора межотраслевой торговой системы «Фабрикант.Ру» Сергея Габесто, в этой системе сохраняются зоны риска. Например, нет точной статистики о существующих государственных, региональных компаниях и компаниях со смешанным капиталом. Цифра – 450 тыс. – весьма приблизительная. Между тем именно эти предприятия должны будут выступать на электронных аукционах в качестве заказчиков. Законопроект не дает четкого определения понятия «электронная форма осуществления госзакупок», в нем четко не прописан порядок размещения информации по проведению торгов. Сергей Габесто также сомневается в целесообразности создания реестра недобросовестных поставщиков. Он уверен, что эту задачу следует решать на уровне компаний.
Один из выступающих предложил создать реестр не поставщиков, имеющих плохую репутацию, а конкретных менеджеров, ответственных за срыв контрактов. Эти люди, переходя с одного места работы на другое, могут совершать одни и те же нарушения, дискредитируя каждый раз новое предприятие. Юристы также видят изъяны в предлагаемых новациях. Для того чтобы назвать поставщика недобросовестным, требуется минимум 1,5 года судебных разбирательств. А этого времени вполне достаточно для смены юридического лица.
Глава «Росатома» Сергей Кириенко поделился опытом госзакупок в атомной отрасли. Он считает, что правила, распространяемые на госкомпании, не соответствуют принципам ведения бизнеса. В частности, Кириенко считает ошибкой раскрывать структуру себестоимости своей продукции. Никто в мире так не поступает. Если «Росатом» обяжут неукоснительно декларировать стоимость своих товаров и услуг, то это приведет к потери экспортной выручки. Ни для кого не секрет, что по зарубежным контрактам российские атомщики строят АЭС значительно дороже, чем внутри страны, признался Кириенко.
Набиуллина пообещала продумать систему мониторинга и рейтингования компаний, подпадающих под действие 223-ФЗ. После вступления его в силу в январе 2012 года предстоит отработать лучшие практики проведения закупок на примере крупных российских госкомпаний. Идеология нового закона состоит в том, чтобы не задавать жестких централизованных стандартов, убеждена министр. Она не исключила возможности формирования отраслевых стандартов закупочной деятельности, наработки типовых контрактов, на которые будут опираться все участники этого сегмента рынка. И еще один момент, на котором сделала акцент Набиуллина, – в секторе госзакупок необходима профессионализация. «Нужно, чтобы появилась такая профессия», – подчеркнула министр.
Эту инициативу министра одобрил президент «Деловой России» Александр Галушка. По его мнению, сейчас правомерно ставить вопрос о формировании профессионального сообщества закупщиков. Ждет перемен Галушка и в другом сообществе – поставщиков товаров и услуг в сфере госзакупок. Вопрос не в профессионализме, а в честности. В силу несовершенства законодательства добросовестных поставщиков, работающих в федеральной контрактной системе, осталось крайне мало, и их численность Галушка хотел бы увеличить.