Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин остаются вдохновителями экономической интеграции на пространстве СНГ.
Фото с официального сайта правительства РФ
Материальная база экономической интеграции бывших советских республик серьезно отстает от устремлений политиков, которых это обстоятельство нисколько не останавливает. Масштабные проекты, подобные Таможенному союзу или Единому экономическому пространству, реализуются в самые короткие сроки. Не последнее место в списке занимают вопросы валютной интеграции. Эксперты признают, что это – отдаленная перспектива, в ближайшем же будущем можно ожидать усиления позиций российского рубля в границах СНГ.
Вчера состоялось заседание экспертной группы № 21 «Развитие экономической и социальной интеграции в постсоветском пространстве», которая работает над обновлением «Стратегии-2020». На этот раз обсуждались перспективы валютной интеграции, возможные риски, с которыми почти наверняка будет сопряжен этот процесс. Директор Всероссийского института конъюнктуры и спроса (ВНИКИ) Андрей Спартак, открывая дискуссию, констатировал – де-факто рубль уже стал ведущим средством расчета и основной валютой платежа на евразийском пространстве. Это определяется еще и тем, что российская экономика на практике часто выполняет роль лидера как в интеграционных проектах, так и в социальной сфере.
О плюсах и минусах валютной интеграции в границах СНГ рассказал заведующий лабораторией денежно-кредитной политики Института экономической политики (ИЭП) Павел Трунин. По его словам, решение этой задачи несет как выгоды, так и издержки. К положительным моментам экономист отнес снижение инфляции и процентных ставок при условии координации денежно-кредитной политики стран-участниц. На 25–30% следует ожидать роста торговли. Произойдет интеграция финансовых рынков, появится большая устойчивость экономик стран-участниц к внешним шокам.
Но наряду с позитивными переменами Трунин предупреждает об издержках. Будет исключена возможность адаптации экономик к кризисным проявлениям за счет валютной политики, путем укрепления или девальвации национальных валют. Финансовым властям придется согласовывать свои действия в рамках денежно-кредитной политики. Неизбежны и затраты на создание валютного союза, равно как и на поддержку наиболее слабых экономик. Кроме того, эксперт предупреждает о неизбежном снижении контроля над движением капитала, что чревато потерями иностранных инвестиций.
В списке стран СНГ, по большинству параметров наиболее подходящих для создания валютного союза с Россией, на первом месте Украина, на втором Молдова, на третьем – Белоруссия, с которыми, как известно, у Москвы подчас складываются далеко не безоблачные отношения. И лишь четвертую позицию занимает Казахстан, априори готовый к конструктивному сотрудничеству и сближению экономики в формате Таможенного союза или Единого экономического пространства.
Эту странность эксперты, работающие над модернизацией «Стратегии-2020», объясняют политической составляющей. По мнению руководителя экспертной группы № 21 по доработке «Стратегии-2020», директора департамента международного сотрудничества правительства Татьяны Валовой, воля руководителей государств, если они поставят перед собой цель ускорить процессы экономической или валютной интеграции, в ряде случаев вполне способна компенсировать отставание материальной базы. В качестве примера Валовая привела опыт создания единой европейской валюты, который может быть использован на евразийском пространстве.
«Для России сотрудничество и интеграция со странами СНГ выгодны и как расширение рынков сбыта, и как укрепление геополитической позиции», – говорит руководитель аналитического отдела компании Broco Алексей Матросов. Но при этом он считает более важной целью, чем валютный союз в рамках СНГ, для нашей страны в краткосрочной перспективе является вступление в ВТО. Это обеспечит более полную интеграцию российской экономики в мировую торговую систему, подчеркнул Матросов.
При этом Трунина пока не видит возможностей для валютной интеграции в ближайшие год-полтора. Что будет дальше – покажет время. Пока экономист прогнозирует дальнейшее усиление рубля в расчетах между странами СНГ, что означает его постепенное превращение в региональную валюту.