С рисками хранения сбережений в рублях знаком практически каждый россиянин.
Фото PhotoXPress.ru
Первый вице-премьер Игорь Шувалов убежден, что у рубля сегодня не больше рисков, чем у единой европейской валюты. С таким заявлением он выступил в субботу. С учетом кризиса еврозоны, когда евро на протяжении последних месяцев балансирует на грани выживания, слова чиновника нельзя рассматривать как комплимент российской валюте. Сравнение не совсем корректно, более того, оно не снимает тревоги россиян по поводу настоящего и будущего рубля, курс которого зависит от цен на сырье и энергоносители.
«Колебания, которые происходят время от времени, не должны заставлять людей постоянно смотреть за курсом. Они должны понимать в целом, что рубль – стабильная валюта. У рубля ничуть не больше рисков, чем у евро. Может, даже наоборот. И те колебания, которые происходят, связаны с изменением цен на основные группы товаров, включая, нефть, газ и так далее, но это не значит, что они смогут на рубль купить меньше товаров или рубль не начнет завтра укрепляться. Он как ослабел сегодня, так завтра и укрепится», – заявил Игорь Шувалов в интервью программе «Вести в субботу».
Первый вице-премьер убежден, что россиянам следует отдавать предпочтение именно рублю в структуре своих накоплений. «Посмотрите, что происходит с двумя другими резервными валютами: и долларом, и евро. И когда кризис разворачивался, мы говорили, что ситуация будет на протяжении долгого времени нестабильна, курс валют будет меняться. И у нас курс рассчитывается исходя из курсов этих двух валют. Курс – он более гибкий, Банк России ведет себя последовательно, предсказуемо. В пределах коридоров этих решений ничего не меняется», – подчеркнул Шувалов.
С точки зрения экспертов, за этими словами чиновника стоит прежде всего политика и в меньшей степени объективная оценка реального положения вещей. Рубль, как и всякая сырьевая валюта, очень сильно зависит от уровня мировых цен на нефть. К тому же он не обладает достаточной ликвидностью в мировых масштабах, доверие к нему не очень высоко, а рейтинг России далек от высшей категории. Все это не способствует повышению привлекательности российской национальной валюты.
Впрочем, сегодня столь же неустойчиво положение двух ведущих мировых валют – доллара и евро. Причем последний буквально балансирует на грани краха из-за угрозы долговых кризисов ряда стран европейских стран, в первую очередь – Греции. На середине прошлой недели состоялся саммит еврозоны, на котором решено выделить Греции 100 млрд. евро финансовой поддержки в рамках второго плана реструктуризации долгов. Плюс к этому согласовано списание половины долга Греции.
Главы стран еврозоны признают серьезность ситуации. Крах Греции привел бы к спекуляции рынков относительно Италии, говорит президент Франции Николя Саркози. «Рынки решили бы, что мы допустим крах Италии – и евро бы больше не было. Евро – это центр Европы. Если евро взорвется – вся Европа взорвется», – сказал он.
Между тем для аналитиков очевидно, что нынешний кризис евро с принятием решения о спасении Греции отнюдь не преодолен, ведь доля госдолга в национальном ВВП Евросоюза достигает 85%. Все это делает евро фундаментально слабой мировой валютой, будущее которой весьма туманно. В Европе и США об этом говорят открыто. Профессор парижской Высшей школы социальных наук Жак Сапир еще в конце прошлого года предсказал крах евро зимой 2011/12 года. Британский премьер Дэвид Кэмерон недавно заявил, что еврозоне в ближайшее время грозит экономическая катастрофа.
Главы стран ЕС усматривают во всем этом происки недоброжелателей. В частности, испанский премьер Хосе Сапатеро утверждает, что европейский финансовый кризис устроен ради вывода международного капитала из еврозоны, для того чтобы США и Великобритания могли и дальше финансировать свои гигантские бюджетные и внешнеторговые дефициты.
На этом фоне слова Шувалова о стабильности рубля, поставленные в один ряд со словами, что рисков у него не больше, чем у с трудом реанимируемого сейчас евро, вызывают недоумение. У российской национальной валюты, как и у единой европейской валюты, в настоящий момент проблем больше, чем достоинств. В этом у них действительно много общего. «Но в целом евро, безусловно, намного надежнее рубля», – говорит директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его мнению, это определяется отличиями российской экономики и экономики еврозоны. И в долгосрочном плане перспективы последней более предпочтительны.
«Про слова Шувалова лучше вообще забыть. Они ничего общего не имеют с реалиями. Риски у рубля и евро диаметрально противоположные», – подчеркнул главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков. По масштабам экономики России и ЕС отличаются в 7–8 раз. Они имеют совершенно разные структуру и платежный баланс. При падении цен на нефть доллар укрепляется, снижаются доходы российского бюджета. Евро, как и рубль, дешевеет, но экономика ЕС при этом выигрывает, становясь более конкурентоспособной.