Российский газ ждут не только трубопроводные проблемы.
Фото с сайта www.nord-stream.com
Россия отступает на газовом фронте под давлением Евросоюза. Президент Дмитрий Медведев поручил руководству страны выработать линию поведения в связи с утверждением в Евросоюзе так называемого третьего энергетического пакета, который существенно ограничивает экспансию «Газпрома». До сих пор Москва жестко критиковала третий энергопакет и требовала сделать исключение из него для российских компаний. Поручение «выработать линию» может означать отступление от этой позиции. Впрочем, некоторые эксперты не исключают, что новая линия может означать всего лишь более гибкое маневрирование при сохранении основных позиций.
«Руководству страны необходимо выработать линию поведения правительства и крупнейших игроков на энергетическом рынке в сотрудничестве с Европой в связи с третьим энергетическим пакетом», – пояснил Медведев. Он отметил, что европейские страны рассматриваются РФ в качестве близких партнеров в энергетической сфере. Россия, по его словам, всегда исходила из того, что существующая юридическая база «является оптимальной, серьезной и достаточной».
«К сожалению, за последнее время произошел целый ряд событий, которые создают проблемы в газовом сотрудничестве. Я имею в виду его нормативную и договорную основу и организацию», – уточнил Медведев.
Напомним, что третий энергетический пакет был утвержден в Евросоюзе в 2009 году и сейчас идет процесс его одобрения в национальных парламентах. Этот пакет включает шесть законодательных актов, предусматривающих ограничения на право владения и управления энерготранспортными сетями со стороны вертикально интегрированных компаний. Отделив транспортные сети от производства энергоресурсов, Еврокомиссия надеется повысить конкуренцию, создать условия для выхода на рынок новых игроков и снизить цены на энергию.
Реакция на эти правила со стороны российского руководства всегда была негативной. Как заявил в феврале этого года премьер-министр Владимир Путин, «мы считаем, что просто механическая реализация этого пакета может привести к повышению цен на европейском энергорынке». В марте, выступая в Сербии, он же предположил, что «компромисс будет найден». «Что касается третьего энергопакета, то мы считаем, что этот документ как минимум требует реконструкции», – заявил премьер, призвав продолжать переговоры. «Он противоречит основополагающим документам о нашем сотрудничестве, которые приняты и вступили в действие», – напомнил Путин.
Впрочем, что именно последует за новыми заявлением президента – смягчение российской позиции в отношении долгосрочных договоров и существующей формулы цены на газ или, наоборот, ее ужесточение, – остается пока непонятным. По крайней мере мнения экспертов по этому поводу разделяются.
Руководитель отдела инвестиционного анализа ИК «Универ» Дмитрий Александров считает, что противостоять европейскому натиску бесполезно, непродуктивно и бесперспективно. «Решение ЕС принято однозначно и надолго, – отмечает аналитик. – Да, в отношении некоторых концернов остаются лазейки, тем более что на национальном уровне третий энергопакет в силу еще не вступил. Можно вести речь о том, что совместно «Газпром» и энергоконцерны отдельных европейских стран могут добиться некоторого смягчения условий в рамках двустороннего диалога».
Но деваться «Газпрому», по сути, некуда, отмечает аналитик. Если контракт противоречит европейским правилам, он должен быть пересмотрен. «Еврокомиссия борется против контрактной системы, она сама хочет контролировать рынок, – продолжает он. – В свое время таким же манером была подавлена и Норвегия, которая увлекалась двусторонними соглашениями». По его мнению, единственный способ для «Газпрома» в нынешней ситуации – переходить от контрактной схемы на спотовую. Срок, в течение которого он согласится на требования европейцев, – три–пять лет.
Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, в свою очередь, считает, что позиция России вряд ли изменится после заявлений президента. Европа идет к либерализации рынка и сокращает зависимость от монополизма, тогда как российская сторона противопоставить может лишь свою «уникальность» – дескать, сами меняться не хотим, давайте поменяем европейские правила. Но это совершенно бесперспективно, полагает эксперт. «Позиция Москвы останется прежней, при этом ей придется смириться со снижением своей доли на европейском газовом рынке и сдаваться под натиском партнеров, снижая цены», – полагает он. «Авторитетные источники в Еврокомиссии в неофициальной обстановке заявляют, что «если бы «Газпром» вел себя как нормальная корпорация с понятными принципами, никакого третьего энергопакета не нужно было бы и принимать», – рассказывает Крутихин.