Председатель Счетной палаты Сергей Степашин невысоко оценивает качество бюджетных прогнозов правительства.
Фото ИТАР-ТАСС
России нужно подготовиться к новому секвестру – то есть к масштабному урезанию бюджетных расходов. Для этого правительству следует разработать в обход парламента «параллельный бюджет». Такая рекомендация аудиторов Счетной палаты (СП) опубликована на сайте ведомства Сергея Степашина. Официальный проект бюджета на 2012–2014 годы основан на слишком оптимистичном и маловероятном сценарии, заявил вчера аудитор СП Валерий Горегляд. Проект бюджета-2012 резко критикуют и в Общественной палате (ОП). Министерства саботируют программу повышения эффективности бюджетных расходов, а призыв премьера Владимира Путина увеличить темп роста ВВП до 6–7% вообще проигнорирован в бюджетных проектировках, указывают члены ОП.
Эксперты Счетной палаты оценивает проект бюджета на 2012–2014 годы как нереалистичный. Замглавы СП Валерий Горегляд сообщил вчера, что уровень инфляции в России будет в течение 2012–2014 годов выше официального правительственного прогноза на каждый год на 0,5–1%. Официальные прогнозы инфляции являются ключевыми для российского бюджета, они лежат в основе расчетов его расходной части. Поэтому, если инфляция окажется выше спрогнозированных уровней, экономика рискует столкнуться с ценовыми шоками. «Что касается инфляции, мы не подвергаем сомнению цифры, прогнозируемые в Минэкономразвития на 2012–2014 годы. Мы понимаем, откуда они берутся. Но процент вероятности достижения этих показателей недостаточно высок для того, чтобы закладывать их в прогноз», – аккуратно заметил Горегляд. Иначе говоря, российский бюджет сверстан исходя из нереалистичных показателей.
Накануне на сайте Счетной палаты было опубликовано интервью Горегляда для «РФ сегодня», в котором он сформулировал следующую рекомендацию: «Необходимо разрабатывать и «параллельный бюджет», базирующийся на варианте, отклоняющемся от прогноза». «Параллельный бюджет» должен содержать альтернативный алгоритм действий на случай сильного отклонения ситуации от прогнозных показателей.
Это должен быть внутренний ориентир правительства, не требующий законодательного утверждения. «Параллельный бюджет» – это не документ, а условный термин, – пояснил вчера «НГ» Горегляд. – Его идея возникла на фоне кризисных явлений в мировой экономике. Это план действий органов власти и иных распорядителей бюджета в случае изменения макроэкономических условий и снижения доходов бюджета. Главное, что он должен определять, – это то, какие статьи бюджета оставить защищенными, а какие можно подвергнуть секвестру. Очевидно, что в случае сокращения доходов не будут сокращаться текущие социальные расходы. Скорее при таком критическом варианте замораживанию подвергнутся новые обязательства и отдельные инфраструктурные проекты».
Сенсационность новости в том, что ревизоры, которые должны были оценивать эффективность исполнения текущего бюджета, по сути, призвали правительство к созданию второго, альтернативного бюджета, признав текущий слишком оптимистичным для сегодняшней экономической ситуации.
В реализуемости бюджетных параметров сомневаются представители не только Счетной палаты, но и Общественной. Сегодня в Москве пройдут слушания, посвященные проекту бюджета-2012. Накануне слушаний член ОП Иосиф Дискин пояснил «НГ», что в проекте не учитываются положения Бюджетного послания президента Дмитрия Медведева о необходимости повышения эффективности госрасходов за счет перехода от сметного финансирования к целевому программному бюджетированию. По словам Дискина, чиновники фактически саботируют переход к целевому финансированию: в министерствах нет адекватного анализа целей их работы, альтернативных путей их достижения или сравнительного анализа эффективности. Бюджетное финансирование с 2012 года должно идти в основном через долгосрочные государственные программы, но в действительности ведомства просто перелицевали традиционные сметы, указывает Дискин (о проблемах бюджетной реформы «НГ» уже писала – см. номера от 26.02.10 и 31.03.10).
Заместитель председателя Счетной палаты Валерий Горегляд предлагает заранее подготовиться к секвестру бюджета. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
Кроме того, экономист крайне удивлен тем, что в официальном проекте бюджета-2012 никак не учтена угроза промышленного спада или возможность ухудшения экономической ситуации. Точно так же нет в бюджете и никаких признаков осуществления плана по увеличению темпов роста экономики до 6–7% в год, о котором заявлял в начале октября премьер Владимир Путин на инвестиционном форуме ВТБ. «Теперь я не знаю, кому верить – заявлениям премьера или правительственным документам», – недоумевает Дискин.
Последние новости лишний раз подтверждают, что сомнения в исполнимости бюджета и в эффективности заложенных в него расходов – не пустой звук. Так, по данным Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий, 60% средств, выделяемых на программы развития инноваций, в том числе и на инноград «Сколково», расходуются впустую. По данным Счетной палаты, расходы Минобороны – одни из самых непрозрачных и неэффективных и при этом одни из самых масштабных в бюджете. Деньги, выделяемые на строительство новых военных хранилищ или на передислокацию войсковых частей, активно осваиваются, но к конкретным результатам не приводят. Это примеры лишь последней недели.
«Пока нам не удается в полной мере реализовывать бюджетный процесс в рамках программно-целевого подхода. Многие министерства и ведомства пока не проявили требуемой активности и заинтересованности. И в результате начало работы в рамках программного бюджета перенесено на 1 января 2013 года. Сейчас же программный бюджет присутствует в аналитическом виде», – комментирует Горегляд.
Эксперты «НГ» согласились, что в российском бюджете действительно слишком много топких мест – это и оптимистичные прогнозные показатели, и неясные программы финансирования, в которых цели либо вообще не прописаны, либо слишком аморфны. Однако, как заметил директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев, создание «параллельного бюджета» – тоже опасный шаг. Он может вывести в параллельную реальность всю бюджетную политику, породить большую путаницу. По словам Николаева, получается, России надо придумать как минимум два «параллельных бюджета»: один на случай форс-мажора и сверхнегативного сценария, другой – на случай сверхпозитивного. «Но мы с одним-то бюджетом разобраться не можем, что уж говорить о трех», – замечает Николаев. По его мнению, надо не бюджеты плодить, а более ответственно подходить к составлению основного документа, делать его более достоверным.
Между тем гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян напоминает, что на самом деле практика «параллельных бюджетов» существует, например, в частных корпорациях и она довольно эффективна в условиях экономической нестабильности. «Российский бюджет сейчас колоссальным образом зависит от внешнего спроса на углеводородное сырье. Просчет параллельного бюджета с учетом возможного негативного сценария показывает пропасть рисков, в которую мы можем упасть», – резюмирует Микаелян.